Жертвы аварий будут получать компенсации даже в том случае, если не смогут документально подтвердить все расходы на лечение и ритуальные услуги. Согласно законопроекту (№9462), который народные избранники намереваются проголосовать со дня на день, пострадавшие в ДТП украинцы получат право требовать от страховщиков гарантированные суммы. Если в результате ДТП пострадавший получит III группу инвалидности, гарантированная стартовая выплата составит 12 минимальных зарплат (на сегодняшний день 13 608 грн), II группу — 18 минимальных зарплат (20 412 грн). В случае смерти потерпевшего либо получения им инвалидности I группы гарантированная выплата достигнет 36 минимальных зарплат (40 824 грн).
Ближайшие родственники погибшего получат право на компенсацию морального ущерба в размере 12 минимальных зарплат. Отдельная выплата будет предусмотрена для компенсации расходов, связанных с похоронами (не более 12 зарплатных минимумов). Однако общая сумма выплаты по ущербу жизни и здоровью не сможет превысить фигурирующей в полисе страховой суммы, которая на данный момент составляет 100 тыс. грн.
По ныне действующим правилам, чтобы получить компенсацию расходов на лечение и медуслуги, граждане обязаны подтвердить их страховщикам документально. Учитывая, что в нашей стране медицинское обслуживание формально остается бесплатным, сделать это не так просто. А т.н. «благотворительные взносы», которые собирают с пациентов «бесплатные» больницы и поликлиники, не являются для СК официальной статьей расходов на лечение.
«По новому закону, чтобы получить компенсацию, потерпевшему не обязательно предоставлять чеки на медицинские расходы. Он просто может предъявить компании документ от медучреждения о прохождении лечения. При этом минимальная сумма выплаты составит не менее 1/30 от минимальной заработной платы за каждый день лечения (37,8 грн в день) на протяжении не более 120 дней. Если потерпевший документально подтвердит, что его расходы на лечение превышают установленную сумму, страховщик должен компенсировать подтвержденные расходы, превышающие гарантированный законом минимум», — рассказал Александр Мельничук, менеджер по связям с общественностью и коммуникациям СГ «PZU Украина».
Закон также меняет систему расчета выплат по моральному ущербу жертвам ДТП. На данный момент пострадавшие вправе требовать от компаний компенсации морального ущерба в размере не более 5% от лимита ответственности, установленной по ущербу жизни и здоровью (т.е. не более 5 тыс.грн). Если же суд удовлетворяет иск пострадавшего на более крупную сумму, разницу между страховым возмещением и суммой иска должен оплатить виновник ДТП. Согласно новому закону страховая выплата по моральному ущербу должна составлять не более 5% от фактической страховой выплаты за вред, причиненный здоровью, а не страховой суммы.
«То есть, чем больше пострадал человек, тем больше будет сумма страховой выплаты за ущерб здоровью, и тем больше будет размер морального ущерба. Кроме того, документ определил само понятие »моральный ущерб« в системе ОСГПО. Сегодня этот вопрос в законодательстве прописан нечетко, и потерпевшим в аварии приходится серьезно »попотеть« в судебных спорах, чтобы доказать свое право на моральный ущерб», — рассказывает директор департамента андеррайтинга и методологии СК «НАСТА» Игорь Запорожец.
Страховщики также надеются, что принятие закона позволит навести порядок на рынке автогражданки за счет усиления финансовых требований к самим компаниям и ужесточения системы контроля за ними. Во-первых, Моторное бюро получит право проводить аудит страховых компаний, претендующих на вступление в организацию. Во-вторых, размер взноса в фонд страховых гарантий для членов МТСБУ будет повышен со 100 тыс. евро до 500 тыс. евро (хотя раньше предполагалось поднять эту планку до 1 млн евро). Кроме того, компании будут обязаны вносить не менее 300 тыс. евро в фонд защиты потерпевших.
«По нашим подсчетам, совместные отчисления в гарантийный фонд обанкротившихся за последнее время страховых компаний не превысили 5 млн грн. В то же время начисленные потенциальные выплаты составляют десятки миллионов гривен. И сейчас остро стоит вопрос — кто будет платить по их обязательствам. Поэтому страховщики, которые будут заниматься ОСГПО, должны иметь определенный запас прочности», — подчеркивает президент МТСБУ Владимир Романишин.
По данным Бюро, за последние 4 года его ряды уже покинуло 17 компаний (две из них были полными членами бюро). На начало февраля текущего года их долги перед потерпевшими и Моторным бюро оцениваются в 40 млн грн.