Мир в 2050 году. Фото с сайта segodnya.ua
Во что превратится наша планета в 2050 году и — самое главное — как это повлияет на логистический бизнес? Опубликованное сегодня исследование предлагает 4 сценария развития ситуации.
Мир живет по законам материальных ценностей и неконтролируемого массового потребления. Этот неустойчивый путь основан на беспощадном использовании природных ресурсов, что ускоряет изменения климата и приводит к учащению стихийных бедствий. В мире, для которого характерен бурный рост, спрос на логистические и транспортные услуги резко увеличивается. Глобальная транспортная система обеспечивает быстрый обмен товарами между центрами потребления. По сути, это инерционный сценарий. Азия становится новым экономическим центром, и вокруг нее формируется новая организация свободной торговли, действующая параллельно ВТО. Глобальный средний класс бесконтрольно потребляет. Чего стоят 4 млрд автомобилей на дорогах планеты к 2050 году? Известно, чего они стоят, — разработка месторождений начата в середине 2040-х даже в Гренландии и Антарктике (см. иллюстрацию выше).
Еще одно следствие безудержного потребления — глобальное потепление (к 2100 году на 6 градусов Цельсия). Это беспокоит общество настолько, что к середине 2040-х появляются группы экологических террористов, но и бизнес встревожен: усиливающиеся климатические изменения часто нарушают цепочки поставки, что создает проблемы для логистических компаний.
Сценарий 2: Суперэффективность в супергородах
Мегаполисы превращаются в мировые центры управления. Именно здесь рождаются инициативы по переходу к экологичному пути развития, от которого выигрывают прежде всего сами города. Чтобы решить проблемы, связанные с ростом городов, в т.ч. перенаселенность и загрязнение окружающей среды, мегаполисы эффективно развиваются в направлении коллаборации. Другими словами, производство и обслуживание претерпели революционные изменения за счет роботизации — многие продукты теперь не покупаются, а берутся в аренду (в т.ч. авто), развит общественный транспорт, компьютерные системы управления уменьшили пробки на дорогах. Глобальная транспортная система, включающая в себя наземные, морские, воздушные и даже космические перевозки, помогла создать значимые торговые связи между многочисленными мегаполисами по всему миру. На заглавной иллюстрации к статье можно видет, как в DHL представляют космические самолеты, осуществляющие сверхбыстрые перевозки между континентами, а на рисунке выше — гигантские автопоезда.
На плечи логистических компаний легло управление городскими транспортными потоками, коммунальными службами, системное обслуживание аэропортов, больниц и торговых центров. Международные организации типа ВТО и ООН, а также транснациональные корпорации взяли на себя в «глобальном городе» многие функции национальных правительств. Омрачает будущее тот факт, что города развиваются за счет села, которое беднеет — это порождает социальное напряжение.
Сценарий 3: Ослабляющий протекционизм
Согласно этому сценарию, в результате экономических потрясений процесс глобализации сменился защитой национальных рынков и возникновением многочисленных протекционистских барьеров. Развитие технологий замедляется. Высокие цены на энергоносители и огромный их дефицит приводят к международным конфликтам и борьбе за источники ресурсов. На логистической отрасли сказываются проблемы, возникшие в результате спада мировой торговли и последовавшей регионализации цепочек создания добавленной стоимости. Правительства рассматривают логистику как стратегическую индустрию. Поскольку напряженность отношений между некоторыми регионами и странами значительно усиливается, логистические провайдеры в нейтральных странах выступают в роли посредников в международной торговле.
Патриотический плакат на стене с национальным флагом, расцветкой напоминающим российский (см. иллюстрацию выше) — это естественный результат обострения обстановки в мире. США и Россия посылают флот в Арктику для контроля северных природных ресурсов. Все страны создают свои собственные аналоги GPS и ГЛОНАСС, уровень жизни снижается, а глобальное потепление тем временем наступает — ожидается, что к 2100 году температура повысится на 3,5 градуса Цельсия.
Сценарий 4: Глобальная устойчивость — локальная адаптация
Этот сценарий предполагает высокий уровень потребления вследствие удешевления и автоматизации производства. Однако усиливающиеся изменения климата и частые катастрофы негативно сказываются на логистических и производственных цепочках, что приводит к регулярным нарушениям поставок. Особенностью новой экономической парадигмы становится переход от стремления к максимальной эффективности к защите «слабых мест» и повышению устойчивости. Радикальное смещение фокуса на резервные системы производства и региональные цепочки поставок позволяет глобальной экономике выстоять в сложный период. В 2050 году при регионализации торговли основой экономической системы становится логистический сектор, основным приоритетом которого является безопасность цепочек поставок. Логистике хорошо — но мировая экономика в целом стагнирует, ведь те ресурсы, которые могли бы идти на рост, сейчас задействованы на обеспечение безопасности и стабильности.