Проект закона №10163 от 12.03.2012 г. стал уже третьей попыткой украинских законодателей разработать процедуру банкротства физлица. Первые две были предприняты в 2009 и 2010 гг., но так и не прошли Раду.
Из первого варианта документа, еще 2009 г., в нынешний проект закона перешла сумма долга. Физлицо-должник может быть признано банкротом в случае, если бесспорные требования кредиторов совокупно составляют от 150 минимальных зарплат (около 161 тыс. грн) и не были удовлетворены в течение шести месяцев после установленного для их погашения срока.
Заявление о возбуждении дела о банкротстве физического лица подается должником одновременно с детальным планом погашения долгов.
Новоиспеченный банкрот на пять лет лишается права вести предпринимательскую деятельность и не может быть назначен единоличным исполнительным органом юридического лица. Также он не сможет легально приобретать имущество на свое имя или передавать его в залог, а также получать денежные средства в кред ит и выступать поручителем.
По словам экспертов, новшества не оставят равнодушными должников в части легального избавления от груза долгов.
«У заемщика появится возможность уйти от всех обязательств или растянуть их во времени. Соответственно у риск-менеджмента банка добавится еще больше головной боли при определении степени рискованности кредитования физлиц»,- говорит начальник управления по работе с проблемными активами банка «Финансы и кре дит» Сергей Мотайло.
С принятием законопроекта, как уверяет юрист международной юридической группы AstapovLawyers Анна Яренко, нагрузка на судебную систему значительно увеличится, поскольку должников-физлиц на сегодняшний день предостаточно.
«Ранее уже предпринимались попытки введения процедуры банкротства физического лица, однако безуспешно. Можно предположить, что данный законопроект ждет та же участь, поскольку кредиторы не будут заинтересованы в его принятии»,- предрекает она.
К тому же, предлагаемые законодательные изменения являются несовершенными и требуют доработки. В частности, по словам партнера ЮФ «Лавр инович и Партнеры» Станислава Скрипника, проект не регулирует необходимость остановки всех имеющихся исполнительных производств, не определяет конкретные процессуальные процедуры банкротства физлица, которые будут приниматься судом. А внедрение запретов относительно невозможности заниматься предпринимательской деятельностью после признания банкротом, по его мнению, не скажется на объемах проблемных кредитов в банковской системе.
Теперь к договорам потребительского кредитования будут применяться положения законодательства о недобросовестной предпринимательской деятельности, которая вводит потребителя в заблуждение.
«В основном это объясняется тем, что на сегодняшний день существующая процедура банкротства юридических лиц и физических лиц-предпринимателей не выполняет свою главную функцию — восстановление платежеспособности. А напротив — часто используется для уклонения от своих обязательств перед кредиторами»,- подчеркивает эксперт.
Затронет данный законопроект и деятельность коллекторских фирм. Теперь к договорам потребительского кредитования будут применяться положения законодательства о недобросовестной предпринимательской деятельности, которая вводит потребителя в заблуждение. В частности, к ней приравнивается осуществление постоянных телефонных, факсимильных, электронных или иных сообщений и длительные и/или периодические визиты в жилье потребителя без его согласия. Все перечисленное чревато для банкиров и «третьих лиц» проблемами в суде.
Данный пункт проекта фактически запрещает наиболее популярные среди коллекторов меры воздействия на должников. По словам юристов, это низводит коллекторскую деятельность в существующем виде до незаконной.