Действующий сейчас закон «О регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» определяет, что с 1 января 2013 года госпредприятие Минюста становится администратором Государственного реестра прав, регистрирующим права на недвижимое имущество и их обременения.
На минувшей неделе депутаты Партии регионов Юрий Мирошниченко и Андрей Пинчук подали в парламент законопроект N10140, которым предложили пересмотреть реформу сферы недвижимости. Действующий сейчас закон «О регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» определяет, что с 1 января 2013 года госпредприятие Минюста становится администратором Государственного реестра прав (Укргосреестр), регистрирующим права на недвижимое имущество (земельные участки и находящиеся на них здания) и их обременения. Укргосреестр должен получить эти функции и от БТИ, и от Госзема.
«Понятно, что предстоящее изменение правил игры не может удовлетворить Госзем, которому грозит утрата значительной части полномочий»,— объясняет председатель комитета по вопросам права Украинского клуба недвижимости Владислав Кисиль.
Предложенные поправки позволят Минюсту регистрировать только права на здания, сооружения, квартиры и дома, тогда как Госзем сохранит полномочия по регистрации прав на земельные участки (право собственности, аренда, сервитут, суперфиций и другие обременения).
«Законопроект является шагом назад в процессе реформирования системы регистрации прав на недвижимость»,— считает партнер юрфирмы Beiten Burkhardt Алексей Фелив.
Более того, создается новая проблема, поскольку сведения в госреестре должны отвечать данным регистрационного дела (для земли — Поземельной книге), содержащего записи о правах на недвижимое имущество. В случае их несоответствия приоритетными считаются данные регистрационного дела.
«Если вы получили извлечение из реестра, это еще не значит, что у вас есть подтверждение указанных там прав, поскольку может оказаться, что в Поземельной книге содержится иная информация, и именно она будет иметь преимущество»,— предупреждает господин Фелив.
Но в документе есть и продуктивные идеи. Станет возможным зарегистрировать обременение на землю или дом не только по их местонахождению — например, можно будет, находясь в Киеве, наложить арест на продажу земли в Крыму. У земельного участка останется только один номер — кадастровый, что отменяет необходимость присвоения ему регистрационного номера.
«Это хорошо, но ведь реестров все равно два, и кадастровые регистраторы просто будут передавать кадастровые номера в Минюст»,— говорит партнер юридической фирмы «Лексфор» Юрий Семенюк.
Также вводятся административные штрафы до 850 грн за нарушение сроков регистрации. «Это существенная сумма, учитывая невысокий уровень зарплаты госслужащих среднего звена»,— считает он. Предложено также отменить действующий до 2020 года переходный период по ведению земельного кадастра Киева.
«Создается, однако, впечатление, что эти незначительные изменения предлагаются с одной целью — создать положительное впечатление о законопроекте в целом»,— уверен господин Фелив.
Соавтор законопроекта Андрей Пинчук уверяет, что цель документа — упростить регистрацию для простых людей, избежать увеличения количества госслужащих, удорожания регистрационных процедур и бюджетных затрат. Он объясняет разделение полномочий ведомств кратко: «Чтобы не было дублирования функций, ведь в любом случае кадастр будет вести Госзем». Господин Пинчук также отметил, что провел консультации с сотрудниками Минюста и Госзема и готов к доработке законопроекта с учетом замечаний.
В Минюсте сообщили, что не намерены комментировать очередную лоббистскую инициативу депутатов, пока она не будет одобрена профильным комитетом Рады. Собеседник в Госземе оценил законопроект лишь неофициально, отметив, что лишение ведомства с 2013 года права на регистрацию земли создаст определенные сложности.
«Мы бы регистрировали землю в кадастре, а Минюст — в реестре имущественных прав. Получалось бы дублирование, и люди ходили бы по второму кругу»,— говорит собеседник.
Конкуренцию документу составит проект закона, который готовит парламентская рабочая группа, отмечает заместитель главы комитета по вопросам экономической политики Юрий Воропаев. По его словам, проблему создал Минюст, не успевший вовремя провести реформу. Он считает, что разделять функции учета прав между разными ведомствами нерационально. «Я по-прежнему полагаю, что эту правовую функцию должен исполнять Минюст»,— заявляет депутат.