Побывавший на прошлой неделе в украинской столице спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин заявил, что членство в ТС позволило бы покупать газ по внутренним российским ценам, и добавил: «Если говорить об интегральном эффекте для стран — членов Таможенного союза, то за 20 лет он для трех стран (России, Белоруссии и Казахстана) составит 900 миллиардов долларов США. А если Украина присоединится, то этот эффект составит 1 триллион 100 миллиардов долларов».
Хотя украинская сторона еще летом направила в руководящие органы ТС свои предложения относительно формата сотрудничества «3+1», однако никакого ответа до сих пор нет. В сентябре президент Янукович возмутился, что партнеры идут напролом, не предполагая никакой альтернативы полноправному членству в ТС: «Если нам будет выгодно, мы вступим в Таможенный союз. Но так не приглашают в гости, как это делает сегодня Россия! Так приглашать некорректно и унизительно для нас». Он уточнил, что Киев хочет вначале присмотреться.
Исходя из этих обстоятельств, в Киеве не считают брюссельское заявление Клюева декларацией намерений, которые могут быть воплощены в ближайшем будущем. Руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала отметил, что Андрей Клюев в Брюсселе сделал заявление в русле президентской линии: «Наше законодательство предполагает, что программные внешнеполитические декларации, определяющие вектор украинской политики, имеют право делать три должностных лица — президент, премьер-министр и министр иностранных дел. Секретарь СНБО — не самостоятельная фигура в этом смысле, он в рамках соответствующих полномочий реализует, а не формирует внешнюю политику страны», — пояснил эксперт «НГ». По мнению Балы, главный смысл заявления Клюева свелся к требованию не противопоставлять сотрудничество с ЕС и ТС: «Россия на сегодня является крупнейшим торговым и экономическим партнером Украины — это факт. И нам жизненно важно нормализовать отношения, чтобы прекратить практику торговых войн. В конце концов, в этом заинтересован и Евросоюз».
Одновременно Киев поставил европейцев перед выбором: если ЕС окончательно закроет дверь перед Украиной, найдутся другие, менее требовательные партнеры, предположил руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко. Он отметил, что сразу же после заявления Клюева комиссар ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле сообщил: в течение месяца может состояться отложенное в декабре парафирование соглашений между Украиной и ЕС, а осенью возможно подписание этих документов. «Украинской стороне важно было знать сроки — они уже озвучены. Хотя это не отменяет других вариантов, ведь после подписания потребуется ратификация соглашений в парламентах всех стран — членов ЕС. Посмотрим, как будет развиваться ситуация — ничего исключить пока нельзя», — сказал Бондаренко.
Эксперт Института Горшенина Владимир Застава считает, что заявление Клюева только подтверждает: Украина по-прежнему заменяет внешнюю политику ситуативными маневрами.
«Во-первых, ни у кого не вызывает сомнений жесткое отношение Владимира Путина к Украине — уступок ждать не стоит, давление будет только усиливаться. Во-вторых, у нас на октябрь запланированы парламентские выборы, исход которых зависит в том числе от экономической ситуации. В-третьих, Евросоюз, видимо, сделает свой ход — не может быть процесс евроинтеграции в вечно замороженном состоянии. Все эти и многие другие факторы позволят к концу года понять, в каком направлении будет двигаться Киев».