7 февраля надолго останется для молокоперерабатывающей отрасли Украины «черным вторником». Именно в этот день Геннадий Онищенко, руководитель Роспотребнадзора, ввел запрет на поставки в Россию сыра с трех украинских предприятий — ЧП КФ «Прометей», АО «Пирятинский сырзавод» и ООО «Гадячсыр». Все бы ничего, но в совокупности холдинги, в которые входят эти заводы, составляют порядка 73% всех экспортеров украинского сыра. При этом под запрет попали не второстепенные предприятия, а ведущие предприятия холдингов, пишет ЛигаБизнесИнформ.
Примечательно, что первоначально у Роспотребнадзора имелись претензии не только к вышеуказанным предприятиям. Например, в сообщении этого российского ведомства, размещенном на его официальном сайте 12 января 2012 г., утверждается, что в ходе тестирования, предпринятого Роспотребнадзором, была закуплена и проанализирована в том числе продукция ОАО «Великобурлукский сыродельный завод», ООО «Производственное объединение »Молис«, ОАО »Звенигородский сыродельный завод".
Однако, по данным Укрмолпрома, эти заводы с 2006 г. вообще не поставляют свою продукцию северному соседу. А согласно новости от 23 января Роспотребнадзор обнаружил растительный жир в образце сыра «Охотничий» брусковый с паприкой, перцем, петрушкой и чесноком ПАО «Бель Шостка Украина». Однако в Укрмолпроме утверждают, что это предприятие прекратило производство указанного вида сыра еще в 2009 г.
Не там
Вряд ли можно говорить о том, что российские чиновники просто ошиблись, когда выдвигали претензии к сырам, которые уже не производятся три года, или продукции предприятий, уже пять лет не отправляющих свой товар в Россию. Версий такого развития событий множество — начиная с того, что производители сумели доказать ошибки российских контролеров, и заканчивая тем, что они сумели откупиться. Однако лишение одних предприятий права на экспорт и оставление такового для других ставит последних в выгодное положение.
«От данных запретов выиграют те украинские экспортеры сыра в Россию, чьи заводы не попали под запрет, — считает Алексей Ращупкин, директор инвестиционно-банковского управления ИК »Тройка Диалог Украина«. — Это позволит им увеличить экспорт». Это такие компании, как «Бель Шостка Украина», «Украинская сырная компания», «Хмельницкая маслосырбаза» и ряд других более мелких поставщиков. В частности, уже 14 февраля на сайте Хмельницкой облгосадминистрации появилось сообщение о том, что «Хмельницкая маслосырбаза» планирует в 2012 г. увеличить более чем на треть поставки сыра в РФ — до 3,0 тыс. тонн.
Однако большую выгоду получат вовсе не предприятия, у которых осталось право на экспорт сыров в Россию. «Российские торговые сети стали опасаться брать на продажу любой украинский сыр, — рассказывает Василий Винтоняк, директор консалтинговой компании »Инфагро«. — Они не уверены, что завтра не закроют других производителей и, как следствие, они не останутся с »запрещенной« продукцией». Кроме того, эксперт считает, что вряд ли россияне переориентируются на другие украинские сыры. «Есть устоявшийся спрос на бренды, например »Пирятинский« сыр, но не на украинские сыры в целом», — отмечает Василий Винтоняк.
Они вернулись
Основную выгоду получат предприятия, которые ориентируются на производство продукции для внутреннего рынка и, как правило, производство цельномолочной продукции. Из-за снижения экспорта сыров упадет спрос на самое качественное сырье для производства молочных продуктов — сырое молоко от промышленных производителей, то есть крупнотоварных ферм. «Ранее производители сыра для России забирали себе многих промышленных производителей сырья, брали большие объемы и заключали долгосрочные контракты, — рассказывает Алекс Лисситса, президент Ассоциации »Украинский клуб аграрного бизнеса«. — Теперь же у »запрещенных« переработчиков два пути — или переориентироваться на сушку молока, или вовсе отказаться от закупки сырья». В частности, по первому пути пошла компания Milkiland.
В качестве временной меры там перешли на летний режим работы — увеличили производство масла и сухого молока. В то же время в «Молочном Альянсе» выбрали другой путь — полную остановку производства сыра на Пирятинском сырзаводе. Поскольку эти предприятия уже вряд ли смогут в ближайшее время предлагать высокую цену на сырое молоко, они рискуют потерять многих своих поставщиков сырья.
«Если что, их подберет тот же Danone, который не откажется от качественного молока. Место пусто не бывает», — прогнозирует Алекс Лисситса.
ри этом он считает, что снижение цен на сырое молоко от ферм если и произойдет, то максимум на 5%. Вместе с тем более стремительное снижение цен ожидается на сырое молоко, которое производится в подворьях населения. Если производители сыра его и ранее особо не приветствовали, то теперь частникам придется совсем туго. По прогнозу Алекса Лисситсы, закупочные цены на их продукцию рухнут на 30%.
Столь благоприятная ситуация с сырьем может вернуть на украинский рынок потенциальных покупателей активов, поскольку повышает прибыльность последних. По словам одного из инвестбанкиров, пожелавшего остаться неназванным, запреты на поставку сыра стали неким катализатором переговоров о возможных покупках-продажах на украинском молокоперерабатывающем рынке. При этом интерес потенциальных покупателей нацелен, как это ни странно, не на сыродельные предприятия, а на производителей цельномолочной продукции. В частности, интерес инвесторов в настоящее время вызывают прежде всего две компании.
Во-первых, это объединенная компания «Галичина». По информации «ВД», в 2010-2011 гг. активы «Западной молочной группы» Игоря Еремеева были разделены на две части — производство цельномолочной продукции объединено с компанией «Галичина» Андрея Короля, а вторая часть — производство сыров под торговой маркой «Комо» — переведено в «Украинскую сырную компанию». В «Галичине» сообщили, что «компания всегда открыта и готова к переговорам».
Во-вторых, вполне может представлять интерес для инвесторов Белоцерковский молочный комбинат, входящий в структуру холдинга Terra Food. Правда, в холдинге отрицают факт переговоров.
Таким образом, запрет на поставки украинских сыров может привести к довольно неожиданному результату — к приходу новых иностранных инвесторов или усилению уже присутствующих на рынке. Правда, это предположение будет верно при условии, что Роспотребнадзор оставит свой запрет в силе как минимум на несколько месяцев, которые необходимы для того, чтобы нынешние собственники активов свыклись с необходимостью продажи. Пока же продаже молокоперерабатывающих предприятий мешают завышенные ценовые ожидания их владельцев.
МНЕНИЕ
Наталия Микольская, советник юрфирмы «Саенко Харенко»:
В Украине распространено мнение, что до ратификации РФ соглашения о вступлении в ВТО наша страна не может использовать ее как «форум» для обсуждения с Россией проблемных вопросов торговли. Это не совсем верно, поскольку применение некоторых механизмов ВТО в решении этих вопросов возможно уже сейчас. Например, в рамках Комитета по санитарным и фитосанитарным нормам потребовать от представителей РФ объяснений по поводу введенных мер и их обоснованности. Следовательно, представителям России придется серьезно аргументировать введенные запреты не только перед Украиной, но и представителями других стран-членов ВТО. Украина также может использовать самый «экстремальный» способ защиты интересов своих производителей: пригрозить в случае нерешения указанной проблемы отозвать свой голос и тем самым заблокировать вступление РФ в ВТО.
МНЕНИЕ
Иван Бисюк, председатель Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы Украины:
— Госветфитослужба направила несколько образцов украинского сыра в зарубежные независимые лаборатории для проверки их качества. Результаты мы получим не раньше чем через месяц. Эти документы необходимы производителям, которые являются публичными компаниями, чтобы подтвердить честь предприятия. Ведь сейчас они могут потерять инвесторов. Кроме того, сыродельным предприятиям важно получить признание на мировом уровне, для чего они и выпускают качественный продукт.
Вместе с тем только лишь этими документами мы не заставим россиян отменить ограничения. Этого не произойдет, пока мы не найдем общей точки соприкосновения. А найти ее мы сможем только после того, как российские инспекторы увидят наши сыродельные предприятия и убедятся, что это классные предприятия, что они делают отличную продукцию. Только после этого может быть принято решение об отмене запретов.