«Сейчас кредитуют очень немногие, и даже под приобретение недвижимости банки дают ставку в 20% и не более чем на 3 года. Кредиты под бизнес кое-где тоже дают, но под 25%, поэтому их брать тоже не советую — слишком высок риск влезть в непосильные долги перед банком, — рассуждает кредитный эксперт Лилия Багний. — В Беларуси эту проблему решили государственным кредитованием с невысокими процентами, по которым за два года семья может расплатиться за квартиру. И крымчанам я также советую пусть постоять долго в очереди, но взять деньги у власти, а не у банка».
В правительстве автономии к идее давать взаймы собственному населению относятся с энтузиазмом. Из недавних инициатив — кредитование с 15-процентной ставкой для собственников тепличных хозяйств. Правда, срок реализации проекта пока неизвестен, а опыт работы уже запущенных не обещает ему легкого старта.
Первую помощь для субъектов малого бизнеса планировали выдать уже в ноябре 2011 года, однако пока на счету крымского Фонда поддержки предпринимательства 15 заявлений, 5 полных пакетов документов и ни одного выданного кредита.
Например, первую помощь для субъектов малого бизнеса планировали выдать уже в ноябре 2011 года, однако пока на счету крымского Фонда поддержки предпринимательства 15 заявлений, 5 полных пакетов документов и ни одного выданного кредита. «Пока идет процедура определения банка, так как все они после кризиса неохотно работают с бюджетом, — жалуется глава фонда Олег Голобородько. — Уже подавшие заявления просят, в сумме, 1,5 млн грн. На год же нам предусмотрели финансирование в 2 млн грн, но надеемся, что сумма увеличится».
Чуть лучше обстоят дела с предоставлением помощи на приобретение жилья. Директор крымского управления Государственного молодежного фонда Николай Цвяшенко объясняет, что программу неверно понимать именно как кредитование: «Людям компенсируют часть стоимости жилья (30% — из государственного бюджета, 20% — из крымского), и возвращать им ничего не нужно».
В 2011 году благодаря программе «Доступное жилье» был построен один дом на 34 квартиры в Евпатории, но уже в 2012-м запланированы 54 и 40 квартир в Евпатории, 50 — в Красноперекопске и 50 — в Симферополе.
Наиболее жизнеспособной оказалась программа поддержки строительства на селе. Так, в 2011 году из госбюджета на нее выделили 2,894 млн грн, из республиканского — 960 тыс грн. Всего же заключили 179 кредитных договоров.
«Программу создавали, чтобы задержать специалистов на селе, — объясняет начальник управления экономического анализа рескомстроя АРК Максим Скорин. — Пока приоритет отдается газификации и приобретению готового жилья, так как стоимость этих кредитов ниже, чем на строительство или реконструкцию, а оборачиваемость средств гораздо выше. Фонд это делает, потому что он почти перестал финансироваться, и работает за счет возврата ранее выданных кредитов».
Этот год программа начала уже с очередью из трех тысяч человек, по которым собраны все документы, однако выделенных средств всем не хватит: запланировано всего 3,9 млн грн, из них 2,8 млн грн — за счет средств госбюджета и 1,1 млн грн — за счет средств АРК.
Те, кто получал кр едит от властей, уверяет, что процедура эта весьма сложная. «Помогал сестре провести газ. Прикинули, что нужно около 10 тыс. грн, — рассказывает Олег Панюшкин из Красноперекопского района. — Но для кредита нужен был проект, на что сразу же нужны были тысячи три, а деньги могли дать и через полгода. Когда же узнали, что нужны еще и справка о состоянии здоровья, рекомендация от сельского головы и куча других документов, решили занять у родственников».
Компенсацию на покупку квартир рассчитывают, исходя из нормативной стоимости (5148 грн за 1 кв. м), которая бывает ниже фактической. «Например, в построенном в Евпатории доме квадратный метр стоил 6575 грн, а разницу покрывали участники программы, — сообщает Николай Цвяшенко. — Если же площадь превышает 21 кв. м на человека плюс 10 — на семью, стоимость «лишних» метров не компенсируется».