Однако эта процедура по тем или иным причинам затягивается на годы, в результате чего договоры остаются незарегистрированными, то есть недействительными. А при вступлении в силу закона о рынке земель собственник пая может изъявить желание продать земельный участок третьему лицу, тем самым лишив сельскохозяйственного товаропроизводителя, не прошедшего государственную регистрацию, права на аренду земли. Как известно, паи в основном арендуют базовые сельскохозяйственные предприятия, и вопрос рационального использования земель сельхозназначения будет под большим вопросом.
Вместе с тем, пока де-юре вопрос не решён, де-факто поля и сады продаются и покупаются. Это происходит по долгосрочным договорам аренды, которые заключаются и на 25, и на 49 лет. Единственный минус в том, что земля не является товаром, а значит, человек не может заложить свои угодья в банк и взять под них кредит либо совершить иные действия, связанные с его отчуждением.
В то же время подводных камней в свободной торговле землёй гораздо больше. В октябре прошлого года руководители всех регионов страны обсуждали плюсы и минусы законопроекта о земле на совещании в Каховке, а затем внесли свои предложения на рассмотрение в Верховный Совет Украины. Большинство из них сводится к следующему: с установлением порядка проведения земельных торгов не затягивать, а со свободной торговлей сельскохозяйственными угодьями повременить, пока не будут рассмотрены и нивелированы все возможные негативные последствия.
— Решение вопроса отложено на год, но уже сегодня на крымских курортах свободной земли почти не осталось.
— Такого беспредела в земельной сфере, как в последние 10 лет, уже не будет. Ситуация изменилась в корне, когда вступил в силу закон «О Совете министров Автономной Республики Крым», принятый 16 июня прошлого года. Совет министров на территории автономии уполномочен передавать земельные участки из земель государственной собственности в собственность или пользование в границах населённых пунктов и за их границами для всех нужд, кроме случаев, когда этими землями уполномочены распоряжаться районные государственные администрации или Кабинет министров, а также согласовывать передачу таких земель районными государственными администрациями на их территории для строительства объектов, связанных с обслуживанием территориальной громады района. Данная норма позволила более чётко разграничить полномочия между органами исполнительной власти, в том числе территориями Южнобережного Крыма за границами его населённых пунктов.
Кроме того, на основе этого закона мы получили возможность планировать дальнейшее благоустройство не отдельных посёлков, а региональных комплексов, реализовать крупные инвестиционные проекты.
Жемчужное ожерелье
— По-вашему, проекты превращения восточного и западного побережий полуострова в курорты европейского уровня выполнимы? Или элитная «Нью-Евпатория» — лишь красивая сказка, в которую очень хочется верить?
— Южный берег Крыма практически застроен, поэтому идея превратить восточное и западное побережья в рекреационные зоны с развитой инфраструктурой, на мой взгляд, замечательна. Но под каждую из них понадобится не по десять и даже не по сто гектаров земли, а гораздо больше, поэтому и проблемных точек будет немало. Но это всё решаемо. Всё может получиться, если выдержать обязательные условия развития территории. Например, создать индустрию развлечений, ведь современный турист очень требователен. Искусственно увеличивать рамки курортного сезона, развивая лечебную базу. Должна быть развита инфраструктура: аэропорты, автодороги и т. д. Потенциальные инвесторы понимают, что это — долгие инвестиции, которые не скоро начнут окупаться. Но для скептиков хочу привести пример: два года назад мы не верили, что Украина успеет построить спортивные комплексы к «Евро-2012», а они не просто готовы, но уже работают.
— Больной вопрос — крымские заповедники. Когда они станут не по зубам тем, кто стремится урвать от них лакомый кусочек?
— По европейским меркам объекты природно-заповедного фонда должны занимать 10-15% от всей территории региона. Сохранение биологического разнообразия является необходимым условием устойчивого развития человечества. Поэтому Крыму в этом плане ещё нужно поработать, ведь в период с 2001-го по 2006 год общая площадь наших заповедников не увеличивалась. В последующие пять лет заповедная зона выросла только на один процент, а за прошлый год она увеличилась с 5,7% до 6,7%. По нашим меркам, это можно считать достижением.
Основной причиной посягательств застройщиков на территории объектов заповедного фонда является отсутствие закреплённых на местности границ этих территорий. Из-за этого мы получили абсурдные по своей сути ситуации в Ялтинском горно-лесном природном заповеднике, Никитском ботаническом саду, в Мисхорском, Массандровском, Ливадийском парках. Финансированию работ по установлению границ ПЗФ, которое ведётся из бюджетов различных уровней, наконец-то уделено должное внимание. Приведу цифры. В 2007 году на эти цели из республиканского фонда охраны окружающей природной среды выделено 257 тысяч гривен, в 2008-м — 354 тысячи, в 2009-м — 1056,6 тысячи, в 2010-м — 1597,9 тысячи, в 2011-м — 1518,1 тысячи гривен.
В текущем году сумма на установление границ увеличена вдвое — до 3004,7 тысячи гривен.
В стадии разработки находятся 14 объектов ПЗФ общегосударственного значения общей площадью 62,6 тысячи гектаров и 65 объектов местного значения площадью 52,8 тысячи гектаров.
Из государственного бюджета в прошлом году мы получили 820 тысяч гривен на установление границ парков-памятников садово-паркового искусства общегосударственного значения (Ливадийский, Массандровский и Мисхорский). Ещё 90 тысяч получено на установление границ Казантипского природного заповедника. В этом году на указанные мероприятия государство планирует выделить миллион гривен, но для полного завершения работ нам потребуется около 25 миллионов.
Заповедник — от заповеди
— Одними границами порядок в заповедниках не наведёшь. Обеспечивает ли украинское законодательство надёжную защиту заповедных территорий?
— Развитие природно-заповедного дела в нашей стране сдерживается отсутствием на государственном уровне системы экономической мотивации. Предусмотренные ст. 49 закона «О природном фонде» налоговые и другие льготы для собственников и пользователей заповедных объектов отменены, за исключением освобождения от платы за землю. Получается, что заповедники становятся обузой для своего хозяина. Из-за этого мы постоянно сталкиваемся с проблемой, когда местные органы самоуправления не только не дают согласия на создание на их территории новых заповедных объектов, но и на разработку технической документации по проведению работ по выносу в натуру границ существующих территорий. Более того, чтобы не тратить лишних денег, предпринимаются попытки уменьшить площадь заповедников.
Спрашивается, почему местные власти так активно противостоят расширению заповедных территорий? Ответ прост: потому что в этом случае особенно ценными землями не будет возможности пользоваться по своему усмотрению и иметь от этого выгоду.
Отсутствует экономический стимул и у пользователей, осуществляющих охрану заповедников: система еле держится на минимальном уровне зарплат, социального и материального обеспечения.
— Если проблема в законодательной части, то именно от вас мы и ждём конкретных предложений по её усовершенствованию.
— И они есть. Во-первых, нам нужно сформировать экологическую сеть и внести изменения в закон «Об экологической сети Украины» в части конкретизации понятия элементов экосети, способов их выявления и режима охраны. Следующим шагом нужно выявить все элементы и установить для них единый режим охраны. Чтобы это осуществить, необходимо внести изменения в постановление Кабмина от 25 августа 2004 года в части упрощения процедуры установления границ существующих объектов ПЗФ и внесения данных по ним в земельный кадастр по разработанным проектам землеустройства. Затем придётся заниматься организацией профессиональной и обеспеченной всеми необходимыми средствами охраны для особо ценных территорий. Для этого нужно не только восстановить действие ст. 49 закона «О природно-заповедном фонде», но и дополнить её реальными механизмами экономического стимулирования пользователей и служб охраны объектов ПЗФ. Над разработкой этих предложений сейчас работает наша комиссия.
— Не секрет, что главной преградой в налаживании земельных отношений в Крыму является затягивание процедуры оформления государственных актов на землю. Как с этим бороться?
— Процедура оформления права собственности на земельный участок определена чётко. В течение 30 дней после предоставления документов местный Совет должен дать заявителю положительный или чётко мотивированный отрицательный ответ. Затем шесть месяцев даётся фирме-лицензиату на изготовление землеустроительной документации. После этого документы должны быть согласованы в срок, не превышающий 21 календарный день. Как правило, задержка происходит на втором этапе, когда землеустроительная организация прописывает в договоре выгодные им сроки исполнения работ. Мы намерены помочь людям и призвать фирмы, занимающиеся изготовлением земельной документации, к порядку. Наша комиссия выступила инициатором предложения: сократить срок с шести месяцев до трёх. В Крыму работает 130 предприятий различных форм собственности, имеющих лицензию на выполнение указанных работ. В ближайшее время мы пригласим их руководителей и начнём вести диалог. Кроме того, заказчикам работ (потенциальным землепользователям) мы рекомендуем внимательно изучать договор, который они подписывают с землеустроительными организациями, особенно в части сроков выполнения.
Хорошим помощником в получении государственных актов, а также при оформлении договоров аренды земли и по всем другим земельным вопросам станет методическое пособие по получению правоустанавливающих документов на землю, подготовленное в Республиканском комитете по земельным ресурсам. Уже в этом месяце пособие станет настольной книгой во всех местных органах власти. Каждый гражданин сможет получить в ней квалифицированную помощь, обратившись к депутату крымского парламента, избранному в его округе. Поверьте, при желании можно справиться и с законодательной казуистикой, и с чиновничьей волокитой. Был бы характер и политическая воля.
Кроме того, в Верховном Совете АРК работает телефон «горячей линии» (0652) 54-37-33, по которому каждый гражданин может обратиться с вопросом и получить квалифицированную консультацию или помощь. График работы такой линии размещён на сайте парламента автономии: www.rada.crimea.ua. Обращайтесь, и мы поможем в каждом отдельном случае.
Справка
На территории Автономной Республики Крым 156 объектов природно-заповедного фонда (ПЗФ) общей площадью 178,4 тысячи гектаров. Из них 44 объекта (площадью 112 тысяч гектаров) имеют статус общегосударственного значения, а 112 (площадью 66,4 тысячи гектаров) являются объектами местного значения. Официальные границы установлены для пяти объектов общегосударственного значения на площади 30,6 тысячи гектаров и 28 объектов ПЗФ местного значения на площади 4,2 тысячи гектаров. Это всего 21% от общего количества объектов ПЗФ в автономии.
Проблемные зоны
На территории АРК площадь земель Министерства обороны Украины составляет 37843,98 гектара, из них земель сельскохозяйственного назначения — 19125,94, лесов — 1077,18, застроенных земель — 11435,92 и других земель — 6204,94 гектара. Земельные участки военных совхозов занимают 18809,1364 гектара (49,7% от площади земель Минобороны Украины).
Оформлены государственные акты на право постоянного пользования землёй по 75 земельным участкам площадью 25562,3 гектара (67,5%).
Предлагается передать в народное хозяйство 17170,7 гектара земель, что составляет 45,4% от общей площади всех земель Минобороны Украины.
Площадь земель, используемых не по целевому назначению, составляет 408,74 гектара. Земель, которые используются нерационально или не используются вообще — 16701,61 гектара (из них 15814,8 гектара — земельные участки военных совхозов).