«Первым последствием падения евро и крушения Евросоюза могут стать большие убытки по кредитам»,- пугают в PwC. Эти последствия будут ощутимы не только для банков Европы, но и США, Канады, Китая, Аргентины, Австралии. Вслед за этим у кредитных учреждений начнутся проблемы с ликвидностью и доступом к новому капиталу. Хотя и в меньшей степени, но все же банкиры опасаются политического влияния и регулирования, так как законодательные изменения увеличивают их затраты и создают помехи в работе.
Для украинского банковского рынка в последнее время главными на повестке дня оставались кредитные риски, в частности большой объём просроченной задолженности.
«Ситуация начала улучшаться в 2011 году — пик объема проблемных кредитов был достигнут в первой половине года,- отмечает начальник отдела анализа и исследований „Райффайзен Банка Аваль“ Дмитрий Сологуб.- Также во втором полугодии впервые после 2008 года вырос риск ликвидности. Когда объем остатков на корсчетах упал ниже 10 млрд грн, над системой нависла угроза масштабного кризиса неплатежей банков по своим обязательствам».
Украинских банкиров не волнуют проблемы иностранных коллег, основные риски они видят в местной специфике ведения бизнеса. Одним из главных опасений для них сейчас является возможный уход с рынка иностранных учреждений.
«Это может повлечь за собой массовый отток как кредитных, так и инвестиционных ресурсов из страны. Вероятность таких событий составляет 20-30%,- считает председатель наблюдательного совета „Банка Национальный кредит“ Андрей Онистрат.- Банкам следует внимательнее относиться к рискам снижения платежеспособности населения. Еще один тренд, способный повлиять на мировую экономику и отразиться на банковской системе Украины,- нарастание протестных настроений в мире». По словам начальника отдела анализа финансовых рынков ИНГ Банка Украина Александра Печерицына, значительное воздействие на рынок будут оказывать монетарная политика НБУ, доступ к внешним рынкам капитала, степень поддержки банков акционерами, особенно европейскими, а также их возможный уход с рынка.
Участники рыка оценивают и неэкономические факторы, в частности проведение чемпионата Евро-2012 и реакцию общества на парламентские выборы. Последний фактор усиливается рисками девальвации гривны.
«Банковская система является уязвимой к изменению обменного курса в свете большого размера ее короткой открытой валютной позиции,- отмечает Дмитрий Сологуб.- По некоторым оценкам, общий размер этой позиции может достигать 4-5 млрд долларов. То есть 10-процентная девальвация гривны автоматически приведет к росту убытков банков на 400-500 млн долларов».
Необходимо сократить и юридические риски. «Многие банки обнаружили, что юридически неточно и некорректно составляли кредитные договоры. До финансового кризиса никто не ожидал волны массовых невозвратов заемных средств. Нередко договоры составлялись халатно,- говорит начальник управления методологии и разработки банковских продуктов Еврогазбанка Константин Кононенко.- Поэтому многие смекалистые заемщики, особенно крупные компании с хорошими юристами, сумели их оспорить». События осени показали, что депозитный рынок также может стать риском N1. «Остался нерешенным вопрос введения запрета на досрочное расторжение депозитных договоров, что позволило бы снизить риски неконтролируемого оттока средств из системы в случае рыночных колебаний. Ведь этот механизм давно работает во многих странах»,- отмечает председатель правления ВиЭйБи Банка Денис Мальцев.