В распоряжении издания оказались выводы консалтинговой компании Имидж, подписанные ее директором и направленные руководству НАК Нафтогаз Украины. В 2007 году компания проводила оценку украинской газотранспортной системы и подземных газохранилищ по инициативе тогдашнего главы НАК Евгения Бакулина. Согласно отчету исполнителя, совокупная справедливая стоимость основных средств ДК Укртрансгаз по состоянию на 31 декабря 2006 года составила 125,7 млрд грн, или $24,8 млрд (по курсу НБУ на то время).
В 2009 году при правительстве Юлии Тимошенко имела место еще одна оценка украинской ГТС, на этот раз консалтинговой компанией Увекон. Согласно отчету Увекона, совокупная справедливая стоимость основных средств и объектов, принадлежащих ДК Укртрансгаз, составила 79,5 млрд грн, или $9,9 млрд (по курсу НБУ на то время). В документе утверждается, что совокупная стоимость активов Укртрансгаза на дату проведения оценки «экономически обесценилась».
В пресс-службе Кабмина изданию заявили, что 8 февраля на заседании правительства было принято протокольное поручение о проведении еще одной оценки украинской ГТС. Она будет осуществляться по поручению президента Украины в рамках реформирования НАК Нафтогаз Украины. Проектом программы реформирования предусмотрена инвентаризация активов НАК и ее дочерних предприятий, в частности Укртрансгаза, который является оператором газотранспортной системы.
По мнению аналитика инвестиционной компании Dragon Capital Дениса Саквы, оценка 2007 года объективнее той, что предоставил Увекон.
«В свое время мы также оценивали стоимость украинской ГТС, основываясь на цене белорусской газопроводной системы. Так вот, если белорусская ГТС стоит $5 млрд, то украинская система, исходя из ее мощности, должна действительно стоить $24 млрд. Это объективная оценка», — говорит Саква.
Директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич в свою очередь отмечает, что когда Газпром проводил оценку белорусской ГТС, еще не существовало газопровода Nord Stream, способного снизить загрузку украинской ГТС на 10-15 млрд кубометров газа в год. «Поэтому логично предположить, что цена все-таки будет ниже, но, конечно, не настолько, чтобы составить 9,9 млрд», — говорит главный инвестстратег ФГ БКС Максим Шеин.