«Сегодня при осуществлении сделок купли-продажи стоимость объектов занижается вдвое», — возмущается депутат-регионал Андрей Пинчук, член Комитета ВР по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики. Потери бюджета из-за этой практики достигают 2 млрд грн в год.

Пинчук внёс на рассмотрение Верховной Рады законопроект №9574, предусматривающий, что деятельность оценщиков будет контролировать не Фонд государственного имущества и Госагентство земельных ресурсов, а Государственная налоговая служба.

Пинчук предлагает передать Налоговой службе право создавать реестр оценщиков. Только компании, внесённые в этот список, будут иметь право проводить оценку недвижимости для сделок. Чтобы попасть в реестр, оценщикам нужно будет пройти налоговую поверку и аудит, а также сдать экзамен на подтверждение квалификации.

В Украинском обществе оценщиков опасаются, что при помощи этого законопроекта их фактически подчинят налоговикам. «Эта инициатива больше похожа на попытку использовать институт независимого оценивания как средство для выполнения планов по сбору налогов и закрытия бюджетных дыр», — считает глава совета общества Алексей Амфитеатров. Он не верит, что у самих налоговиков хватит квалификации для проведения экспертизы оценок.

Владимир Коломейко из «Планеты «Оболонь»» прогнозирует, что законопроект приведёт к монополизации рынка несколькими «правильными» фирмами. В такой ситуации наверняка возрастут тарифы на оценку — эти услуги станут более дефицитными.

«Учитывая реформу Бюро технической документации (БТИ), без независимой оценки сделка по купле-продаже не может состояться, — сказал Фокусу на условии анонимности один из киевских оценщиков. – Заказчики будут вынуждены платить, сколько потребуют». Сейчас оценочной деятельностью в Украине имеют право заниматься более 3000 компаний, которые берут за оценку квартиры в среднем 500–600 грн.

Помимо стоимости оценки вырастут и сами налоговые выплаты. «Учитывая этот фактор, цена однокомнатной квартиры увеличится на 500–1000 долларов», — отмечает Коломейко. Это значит, что сделок станет меньше.

Правда, сократится и число мошенничеств. Сейчас бывают случаи, когда сделки, заключённые по заниженной цене, расторгаются через суд и покупателю возвращают сумму, указанную в договоре, а не реально выплаченную.

Андрей Пинчук не сомневается, что его законопроект будет принят. «В законе о Фонде госимущества, который подписал Виктор Янукович, есть на него ссылки», — подчеркнул он. А с Украинским обществом оценщиков, по словам депутата, сейчас ведутся переговоры.

Деньги – из тумбочки

Жёсткий контроль за уплатой полной суммы налогов при продаже недвижимости и автомобилей — это лишь первый шаг к тотальному контролю Налоговой за расходами украинцев. Информация обо всех крупных сделках с недвижимым имуществом поступает в ГНС от нотариусов каждый квартал.

Однако сейчас, даже установив несоответствие между официальными доходами и расходами гражданина, налоговая, как правило, ограничивается просьбой добровольно задекларировать неучтённые доходы. Чтобы привлечь нарушителя к административной ответственности и заставить его заплатить штраф, налоговикам нужно проводить специальное расследование.

Налоговой службе работалось бы гораздо проще, если бы покупателей при покупке недвижимости или любой другой дорогой собственности обязали подтверждать источник получения средств. Такую инициативу уже несколько лет лоббируют и налоговики, и Минфин.

Пока её удалось реализовать только в законопроекте о рынке земли, который Верховная Рада приняла в первом чтении, — в документе есть норма о том, что покупатель земельных участков обязывается предоставить декларацию о доходах.

По словам Сергея Терёхина, первого заместителя главы Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, сейчас в Минфине разрабатывают законопроект, распространяющий эту норму на автомобили, дома и квартиры.

Кроме справки о доходах с работы подтверждением легальности средств может служить договор продажи другой собственности или кредитное соглашение с банком. Если уровень доходов, обозначенный в документах, не будет соответствовать стоимости дорогой покупки, покупателю придётся заплатить налог — от 15 до 17% стоимости жилья.

По словам Владимира Коломейко, принятие такого закона хоть и будет шагом в правильном направлении, но ещё сильнее ударит по рынку, чем борьба за полную уплату налогов продавцами. «Наша экономика находилась в тени 20 лет, — говорит он. — Естественно, многие будут бояться «светиться» перед налоговой».

Но даже после принятия законопроекта можно будет избежать уплаты налога. Например, с помощью фальшивой ипотеки: взятый в банке кредит предъявляется в налоговой, а затем полностью погашается через несколько дней после покупки квартиры. Правда, за использование такой схемы придётся заплатить банковские комиссии.

Хотя о нововведении, призванном изрядно пополнить госбюджет, уже вовсю судачат риелторы и их клиенты, представители власти пока не хотят говорить о сроках воплощения своей идеи в жизнь.

В Налоговой службе отмалчиваются под тем предлогом, что комментируют лишь принятые парламентом законодательные инициативы. А экс-замминистра финансов Татьяна Ефименко, которая ранее поддерживала обязательное декларирование доходов при крупных сделках, не нашла времени ответить на вопросы Фокуса.

Очевидно, революционные меры по наполнению бюджета будут отложены до осенних парламентских выборов, чтобы не раздражать и без того критично настроенных к власти избирателей.

«Теоретически, если облагать граждан налогом исходя из их расходов, первым за его неуплату будет наказан президент, — рассуждает депутат Сергей Терёхин. — У Януковича в собственности или в использовании, что по гражданскому кодексу приблизительно одно и то же, находится большое имение. И декларация о доходах, которую обнародовал глава государства, не соответствует стилю его жизни».