О крупнейшей трейдерской компании планеты Glencore International, детище американских трейдеров Марка Рича и Пинкуса Грина, Forbes подробно писал в 2007 году («Glencore International. Профессия: посредник»). Регистрируя Marc Rich + Co AG в швейцарском кантоне Цуг, Рич и Грин убили сразу много зайцев. Выгоды были разнообразны — от огромных налоговых льгот для корпорации, ведущей бизнес за пределами Швейцарии, до фактического иммунитета от уголовного преследования на родине. Когда в 1983 году федеральный прокурор Рудольф Джулиани выдал ордер на арест Рича и Грина по длинному списку обвинений, включавших в себя страшные для любого американца неуплату налогов и «торговлю с врагом» (торговля нефтью с Ираном), Рич и Грин просто переехали ближе к своей штаб-квартире — с Цуга выдачи нет. Трейдеры «старой школы», они всегда умели договориться со всеми. Marc Rich торговала с кем хотела, вернее, с теми, с кем никто торговать не хотел, будь то Фидель Кастро, Муаммар Каддафи или Советский Союз в период действия санкций против него из-за вторжения в Афганистан. «Чем мутнее вода, тем крупнее рыба, которую мы поймаем», — формулировал идеологию Marc Rich один из ее сотрудников.
О том, чтобы вывести на биржу тогдашний Glencore, не могло быть и речи: многие из старых и долгосрочных контрактов компании были заключены при таких обстоятельствах и с такими условиями, что их раскрытие перед выходом на биржу могло вызвать настоящие политические скандалы в целом ряде государств. Поэтому сначала на биржу двинулась Xstrata, которую на протяжении 1990-х годов Glencore накачивал деньгами от трейдерских операций, что позволило ей скупить активы по добыче угля, меди, никеля, цинка, золота в двух десятках стран. Когда в 2002 году Xstrata провела IPO на Лондонской фондовой бирже, она уже была заметной величиной на рынке и позже только продолжала расти. В 2011 году на бирже разместился и сам Glencore, очищенный и причесанный: трейдеры во главе с Глазенбергом стали официальными миллиардерами и владельцами долей, которые они могли продать на открытом рынке, получив справедливую рыночную цену, а не ту, что им готовы были предложить партнеры по бизнесу.
Финальный штрих — слияние публичных компаний Glencore и Xstrata — закономерный и явно готовившийся финал всего проекта. На мировом рынке горнодобычи правит закон джунглей: выживает сильнейший, а прав тот, кто больше. Этим рынком управляют транснациональные гиганты: BHP Billiton (выручка в 2011 году — $71,7 млрд, капитализация $73,5 млрд), Rio Tinto (выручка в 2010 году — $60,3 млрд, капитализация — $121 млрд), Anglo American (выручка в 2010 году — $27,96 млрд, капитализация $60 млрд). На фоне таких монстров несколько терялись Glencore и Xstrata, взятые по отдельности. Но теперь «большая тройка» официально станет «большой четверкой».