Особенно в свете того, что уже более года регионалы пытаются осуществить предельно замаскированные, но зато однозначно для себя выгодные преобразования в социальной сфере. С этой целью высокопоставленные представители нынешней власти фактически не брезговали никакими инструментами — вплоть до полного сокрытия своих целей, а также откровенных законодательных подлогов и афер.
В конечном итоге регионалам пока что не удалось протолкнуть через парламент закон, который бы действовал на постоянной основе и при этом упразднил бы многомиллиардный социальный долг, а также по максимуму подрезал бы все проблемные социальные законы. Тем не менее власть нашла для себя относительно приемлемый способ решения всех своих проблем в социальной сфере — уже практически традицией становится закладывание соответствующих инструментов в госбюджет страны. Благодаря этому регионалам не требуется вести честный и открытый диалог по социальной тематике с украинским обществом и искать компромисс, удовлетворяющий и реальному состоянию государственных финансов, и интересам миллионов украинских граждан. Зачем заморачиваться, если все можно вывернуть исключительно к своей выгоде, а украинское общество молча проглотит происходящее?
Вероятно, первыми еще в конце 2010 г. спрогнозировали намерение власти провести незаметную, но масштабную отмену социальных гарантий и льгот.Именно в тот период ведущие провластные юристы под чутким наблюдением президента Виктора Януковича неожиданно вознамерились неукоснительно выполнять требования Европейского суда по правам человека (Евросуд).
Европейские судьи довели до сведения украинских властей, что в Украине имеется угрожающая системная проблема — государство хронически не выполняет решения собственных судов. Евросуд дал украинской власти срок, чтобы та принципиальным образом ликвидировала такое положение дел, не имеющее ничего общего с демократическими и правовыми ценностями западных стран.
Важно, что в подавляющем большинстве случаев Украина не выполняла решения своих же судов именно в рамках социальных споров, когда граждане через суды пытаются выбить из государства положенные им по закону социальные выплаты. Ежегодно сотни тысяч граждан в разных судебных инстанциях выигрывали социальные споры против государства, но при этом большая часть этих решений в итоге не выполнялась.
Для регионалов это стало хорошим поводом решить все свои проблемы в социальной сфере. А проблем этих было немало — социальная задолженность, превышающая 130 млрд грн, а также социальные законы, требовавшие миллиардные социальные выплаты из госбюджета.
Важно, что действующая власть ни словом не обмолвилась о социалке даже тогда, когда начала предпринимать весомые и весьма конкретные шаги в социальной сфере. Так, в январе прошлого года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №7562 «О гарантиях государства по выполнению решений суда». Мало того, что из названия этого документа совершенно не проистекала чуть ли не всеохватывающая социальная реформа, так и при его обсуждении представители власти вновь говорили о требованиях Евросуда.
И при этом никого не смущал тот факт, что законопроект предлагал изъять из социальных законов конкретные параметры социальных гарантий и передать Кабмину вручную и на свое усмотрение задавать эти самые параметры. Такой трюк давал бы власти великолепный инструмент для оперативного манипулирования размерами социальных выплат в ручном режиме. Вплоть до теоретической возможности свести их к нулю. Как следствие, вполне могут возникнуть ситуации, когда социальные гарантии и льготы у граждан как бы есть по закону, но они на совершенно законных основаниях равны нулю.
Источник уже неоднократно и подробно писали о том, к каким уже, кажется, откровенно аферистическим и мошенническим приемам прибегали регионалы, чтобы протащить законопроект через парламент. И, скорее всего, на этом они не остановятся — рано или поздно через какой-то законопроект данная идея будет воплощена в жизнь.
Но суть проблемы от этого не меняется. Если власть даже в социальной сфере — возможно, наиболее чувствительной сфере для миллионов украинских граждан — позволяет себе подобные действия, то тогда логичен вопрос: а чего власть тогда вообще не может себе позволить? Особенно в условиях, когда общество, кажется, настроено терпеть все что угодно, пока остаются возможности для минимального выживания.