«Согласно законодательству, только сотрудники ГСО имеют право на ношение огнестрельного оружия, поэтому на рынке есть монополист, однако Антимонопольный комитет это, по видимому, не интересует»,— поясняет начальник службы охраны одного из крупнейших банков.
В то же время финансисты критикуют и качество предоставляемых ГСО услуг. «Если в Киеве и областных центрах обычно с ГСО проблем не возникает, то в небольших городах бывают случаи, когда их сотрудники не могут быстро отреагировать на сигнал и приехать из-за отсутствия техники. Однажды охранники прибыли только через 35 минут после вызова, видимо, бандиты должны были их подождать»,— говорит начальник службы инкассации одного из средних кредитных учреждений.
При этом для охраны банковских отделений необязательно использовать исключительно огнестрельное оружие, считают участники рынка.
«Представители частных фирм не имеют право носить оружие, а у Госслужбы охраны есть внутренние правила, которые в первую очередь защищают жизнь их сотрудников. Должен быть найден компромисс: хранилище с деньгами и кассу надлежит охранять с оружием, а вход в отделение — без,— предлагает первый заместитель председателя правления ВТБ Банка Виталий Фишер.— Необходимо, чтобы имущество банка было застраховано, в кассе не было остатков, которые могут привлечь внимание, и была обеспечена возможность быстро вызвать милицию. Такие меры лишают ограбление смысла».
Дальнейшая монополизация рынка ГСО не выгодна банкам и по экономическим причинам. «Услуги ГСО в 2 раза дороже, чем у частных фирм. У них суточный постовой стоит минимум от 30 грн в час. А у частников — около 12-20 грн в зависимости от сложности объекта,— рассказал директор одного из охранных агентств.— МВД хочет забрать себе не только банки, но и другие объекты. Например, заводы. Странно, что орган, который нас контролирует, является еще и нашим конкурентом». Поэтому перевод всего банковского рынка на охрану исключительно со стороны ГСО повлияет на стоимость банковских услуг. «Монополия всегда вызывает рост цен, поэтому подорожание их услуг автоматически отразится на стоимости обслуживания для клиентов»,— уверен Виталий Фишер.
Елена Губарь