Правительство выделяет 8 млрд долларов в год на программу занятости для малообеспеченных слоев сельского населения, но большая часть этих средств оседает в карманах чиновников, которые приписывают несуществующих работников.

А что если бы посредники-расхитители обязаны были поставлять зерно конкретным лицам, которые могли бы подтвердить получение пособия сканированием отпечатков пальцев? Или, например, если бы несуществующие работники-призраки перед получением зарплаты должны были проходить процедуру сканирования радужки глаза? Когда каждому из бедных жителей Индии будет присвоен идентификационный номер в увязке с биометрическими маркерами, нечистым на руку чиновникам обокрасть их будет намного сложнее.

Вооружившись такими данными, Индия сможет пересмотреть модель государства, сократив траты на искажающие рынок субсидии и перейдя на прямые перечисления средств на счета каждого нуждающегося. Сотням миллионов малообеспеченных жителей нужно будет открыть банковские счета, что само по себе очень полезно — так как они, наконец, будут включены в экономику.

Прекрасное далеко

Компании и их клиенты также выиграют от этой системы. По мнению экономистов, Индии будет легче догонять другие страны, если у компаний будет простой и надежный способ идентифицировать своих клиентов. Банки с большей готовностью будут давать кредит заемщикам, которых они могут найти по документам. Операторы мобильной связи смогут предлагать свои услуги в кредит. Страховщики установят более низкие тарифы, так смогут получать информацию о застрахованных лицах. Также будет легче передавать медицинские сведения и данные о школьном образовании.

Противники программы, пытающиеся воспрепятствовать ее дальнейшему распространению, высказывают опасения по поводу отсутствия в Индии прочной законодательной базы о защите информации и конфиденциальности. Жалобы на слабость нормативного обеспечения, конечно, имеют под собой основания, но недостаточно серьезны, чтобы можно было заблокировать программу.

Действительно, Индии необходимо совершенствовать законы о защите информации, но даже если они останутся на сегодняшнем уровне, в любом случае плюсы программы и рост благосостояния будут перевешивать минусы в виде возможных угроз конфиденциальности. «Для людей, многие из которых живут вдесятером в одной комнате, разговоры о конфиденциальности звучат нелепо», — комментирует обозреватель The Economist. Что касается возражений, в некоторых случаях они действительно являются принципиальными, но нередко против выступают те, кому выгодна существующая неэффективная система. Программа уникальных идентификационных номеров сильно усложнит расхищение ресурсов в государственной системе распределения.