Мобильные технологии
Больше 60% руководителей говорили, что мобильные технологии существенно поменяли их бизнес-модели. Несколько лет назад использование смартфонов в рабочих целях было практически невозможным из-за проблем конфиденциальности и безопасности информации. Например, в случае утери телефона вы не могли стереть данные удаленно. Теперь все изменилось: мы можем связаться с домом, офисом, с компьютером и со своим смартфоном удаленно.
Мобильные устройства реально меняют действительность — как для потребителей, так и для корпораций. Что изменилось в ноутбуках за 10 лет? Практически ничего. А теперь возьмите смартфоны: к ним добавили видеокамеры, мощнейшие фотокамеры и даже детектирование улыбок: камера просто не снимет тебя, если ты не улыбнешься.
Но самая главная причина, почему смартфоны быстро движутся вперед, — это их персонификация. Это сетевое устройство, которое всегда с вами, оно соединяется через облако со всеми приборами в интернете, с другими людьми. Поэтому корпорации особенно важно нанимать не просто человека, но человека со своим персональным прибором. А это вызов для корпоративного ИТ-департамента, который любит контролировать людей и принуждает всех работать по стандартам.
Бизнес-аналитика
Я занимался бизнес-аналитикой еще в 1969 году. Но сегодня все изменилось: сместилась парадигма ведения бизнеса, нам сложно предсказать что-то даже на месяц вперед. Поэтому традиционная схема, при которой аналитик полгода собирает данные, потом кладет их на стол (часто такие отчеты так и остаются непрочитанными), здесь не работает.
Данных становится очень много: терабайты данных доступны сегодня в Google. Какие из них стоит обрабатывать? Как это делать? Старые инструменты не работают, потому что любая модель, которую строят аналитики, предполагает отбрасывание части данных. Надо создать быстрый и дешевый процесс, который поможет не просто проанализировать данные, но и понять, какие из них по-настоящему важны.
Ключевой элемент сегодня — это визуализация. Не предоставляйте статичный объем данных, покажите отношения. Не делайте выводы, дайте инструмент для понимания. Компании постепенно перестраиваются от черно-белых, структурированных данных, к серым, подвижным. Хороший пример «серых» данных — сетевой анализ: отслеживание в социальных сетях того, что сказано о вас и ваших продуктах. Так вы можете узнать, какие проблемы у ваших продуктов до того, как это станет вирусом и вас поднимут на смех.
Системный анализ и структурирование данных больше не работают: надо от колонок цифр перейти к текстовым потокам. Надо вовлекаться в анализ внешних, не модерируемых вами данных. Надо научиться анализировать таланты и технологии.
Облачные вычисления
Развивающийся мир с большим энтузиазмом ожидает развития облачных вычислений. Почему? Исторически в развивающемся мире было много компаний, которые отставали и внедряли инновации. Компании заявляли, что облачные сервисы позволят им в ближайшие пять лет облегчить ведение бизнеса, стать более гибкими и лучше реагировать на вызовы внешней среды, сократить издержки на ИТ-департамент.
Три года назад практически никто не был готов всерьез говорить об облачных вычислениях. Сегодня всем очевидно, что именно облачные сервисы позволяют уйти от неповоротливого управления ИТ-департаментами на основе дата-центров. 90% всех затрат компании на внутреннее ИТ тратиться на последнюю милю (канал, соединяющий конечное оборудование с узлом доступа провайдера). Давайте посмотрим, сколько YouTube тратит на сети? В 10 раз меньше, чем большинство компаний, потому что у него нет затрат на последнюю милю.
Облака позволили также избежать дублирования информации.
Интересно, что большинство компаний понимает, куда и как надо двигаться. Но не делает этого, боясь выбросить свое дорогое оборудование.
Социальные медиа
До 70% компаний с развивающегося рынка считают, что социальные медиа будут оказывать существенное влияние на их деятельность. В развитых странах этому тренду уделяют внимание менее 35% компаний.
На самом деле соцмедиа можно и нужно интегрировать в работу корпорации, важно только понять, в чем главная ценность такого интегрирования. Большинство компаний сейчас работает с внешними соцмедиа: они приходят в Facebook или Twitter, создают там свои аккаунты, публикуют свою информацию, привлекают пользователей.
Но будущее лежит в создании внутрикорпоративных соцсетей. Фундаментальная основа этого процесса — технология Web 2.0. Она переводит людей из парадигмы общения «один-одному» и «один-многим» в парадигму «многие-многим». Это и есть внутрикорпоративный путь решения проблем коммуникации сотрудников. Мы можем делиться своей информацией внутри компании: «посмотрите, у меня котята» или «пойдемте пить пиво вечером». Большинство процессов в современных организациях построено на рутине: все делают свою рутинную работу и, уходя с работы, забывают о ней. Исключения случаются, когда вы не знаете, как сделать что-то правильно. И это первый уровень внутрикорпоративной информации: кого я могу об этом спросить?
Потоки деятельности, привязанные к конкретным процессам, создают маленькие сообщества людей вокруг любого вида деятельности. Например, вы купили приложение и сразу видите сообщество тех, кто уже купил его, кто постит про него вопросы.
Социальная сеть с аналитикой внутри компании нужна именно для налаживания сотрудничества между работниками. Важно, чтобы корпоративная сеть могла классифицировать людей по их компетенциям, а также фильтровать информацию в переполненной соцплатформе.
Хорошая корпоративная соцсеть может стать и системой управления знаниями, и заменой для телефонов, электронной почты, sms.