«Для шотландцев, как для нации, это будет самое важное решение за 300 лет», — заявил Салмонд.
Вместе с тем в Лондоне отмечают, что одностороннее решение о проведении референдума будет лишено легитимности.
Ранее британский министр по делам Шотландии Майкл Мур заявил депутатам Палаты общин, что плебисцит не может быть проведен без санкции официального Лондона. При этом Мур добавил, что считает референдум по вопросу о независимости вполне законной акцией.
«В настоящий момент существует дефицит ясности в отношении самого референдума и последствий его исхода, что порождает экономическую неопределенность. Это негативно воздействует на создание рабочих мест и инвестиции. Для того, чтобы в законодательном порядке провести референдум о независимости у шотландского парламента должны быть правовые полномочия на это. Правительство Великобритании придерживается четкого мнения, что у этого парламента таких полномочий нет», — пояснил свою позицию Майкл Мур.
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон готов наделить итоги планируемого голосования обязательной юридической силой, но лишь в случае, если сроки и условия его проведения окажутся приемлемыми для британского правительства, иначе результаты референдума будут иметь рекомендательный характер.
Отмечается также, что среди условий Лондона на проведение референдума — срок в ближайшие полтора года. Также Лондон готов разрешить голосование, если оно даст ясный ответ на вопрос, выходит ли Шотландия из состава страны.
Предложения премьера встретили в штыки сразу несколько политических сил Британии. Несогласие с партнерами по коалиции выразили либерал-демократы, выступающие за сохранение нынешнего статуса Шотландии. Оппозиционные лейбористы, которые пользуются в этом британском регионе большой популярностью, возмутились тем, что предложения Лондона были разработаны без их участия. А сами шотландские националисты назвали предложения Кэмерона грубым попранием норм демократии.
Отмечается, что члены Шотландской национальной партии не случайно хотят оттянуть момент проведения референдума. В 2014 году в Глазго состоится статусное спортивное мероприятие — Игры Содружества, а также пройдет празднование 700-летия разгрома шотландцами войск английского короля Эдуарда II под Бэннокберном. Националисты уверены, что эти два события повысят число сторонников независимости.
Второе условие Дэвида Кэмерона также не вызвало энтузиазма в Эдинбурге. Некоторые политики предлагают включить в бюллетень референдума вариант ответа «расширение автономии». Среди прочего, местные власти требуют от Лондона права самостоятельно регулировать налоговую систему.
Однако, получив независимость, по словам Алекса Сэлмонда, Шотландия могла бы само распоряжаться немалыми запасами нефти в Северном море, что в конечном счете приведет процветанию. Согласно соцопросам, с ним согласны около 32% жителей региона.
Также Алекс Салмонд заявлял, что если Шотландия получит независимость, то сможет войти в состав еврозоны. Таким образом, представитель шотландского правительства раскритиковал решение Дэвида Кэмерона не подписывать договор о создании Бюджетно-налогового союза.
Шотландию и Англию связывает Акт об унии от 1707 г., когда два государства подписали соглашение о создании Королевства Великобритания. Законодательной основой для разрыва можно считать Акт о Шотландии от 1998 г. В частности, в нем закреплен ряд положений, расширяющих автономию региона, например учреждение собственного парламента.
У правящих кругов Шотландии есть несколько причин на выход из Великобритании, а именно — желание вступить в ЕС, а также перестать делить доход от добычи нефти с Лондоном.
По словам секретаря британского кабинета министров Гуса О'Доннэла, угроза разделения королевства вполне реальна. Великобритания в течение нескольких лет рискует перестать быть единым государством, заявил он.