В середине осени заговорили и о «французском» этапе валютного кризиса, который в Европе оказался тесно переплетен с политической драмой: в 2011 долговой пожар смел правительства в Португалии, Греции, Испании и Италии, где пал непотопляемый «тефлоновый» премьер Сильвио Берлускони. Спасение Италии доверили технократам во главе с выходцем из Goldman Sachs Марио Монти. Что до Испании с ее рекордным уровнем безработицы, то там социалистическое правительство Сапатеро проиграло на выборах во многом благодаря массовому движению Los Indignados, «Возмущенных». Акции протеста против мер бюджетной экономии прокатились по всему миру.
К декабрю ситуация в еврозоне накалилась до предела. Сильные европейские страны заговорили о новой модели еврозоны, которая подразумевает компактное ядро с высокой скоростью интеграции и периферию в формате «конфедерации». Это еще не распад единой Европы, но ситуация, близкая к нему.
Стали появляться сообщения, что операторы торговых систем валютного рынка тестируют базы для работы с ранее вышедшими из обращения национальными валютами европейских стран. Центробанки, если верить публикации в авторитетной деловой газете The Wall Street Journal, разрабатывают стратегии на случай распада валютного блока и возвращения к старым денежным единицам. В новый год Европа вступает со старыми проблемами.