Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, в Украине правоотношения в образовательной сфере регулируются следующими законами:

  •  «Об образовании» (23 марта 1996 г.);
  •  «Об профессионально-техническом образовании» (10 февраля 1998 г.);
  •  «Об общем среднем образовании» (13 мая 1999 г.);
  •  «Об внешкольном образовании» (22 июня 2000 г.);
  •  «Об дошкольном образовании» (11 июля 2001 г.);
  •  «Об высшем образовании» (17 января 2002 г.).

По мнению авторов законопроекта, существующее образовательное законодательство в целом характеризуется рядом системных недостатков:

  • Несоответствием Конституции Украины и принципа верховенства права;
  • Внутренней противоречивостью правовых норм;
  • Неполнотой правового регулирования.

«В совокупности недостатки привели к недопустимому уровню административного вмешательства органов власти в учебный процесс, что, в свою очередь, тормозит инициативу и творчество педагогов, нарушает принципы справедливой конкуренции внутри государства и не позволяет вузам конкурировать в мировом образовательном пространстве.
Кроме того, несовершенство законодательства создает системные препятствия на пути реформирования системы высшего образования. По этим и другим причинам Украина фактически не выполняет своих обязательств как участник Болонского процесса», — говорится в пояснительной записке.

Особенность законопроекта

Авторы альтернативного законопроекта декларируют следующие его новации по сравнению с предыдущими вариантами законопроекта «О высшем образовании»:

  • ориентация на реализацию общепризнанной в мире современной концепции непрерывного образования (или «образования в течение всей жизни»);
  • закрепление норм мировых ключевых концепций высшего образования — академической свободы студентов и преподавателей, их академической мобильности (в пределах Украины и международные обмены);
  • обеспечение приема в высшие учебные заведения по результатам внешнего независимого оценивания;
  • внедрение трехступенчатой ​​системы высшего образования (бакалавр, магистр, доктор философии);
  • разграничение понятий образовательного степени (бакалавр, магистр, доктор философии) и профессиональной квалификации (специалист, магистр профессионального направления);
  • реальное расширение автономии высших учебных заведений, которое соответствует современным мировым тенденциям со значительным сокращение возможностей чрезмерного и непрозрачного административного вмешательства в деятельность высших учебных заведений, их профессоров и студентов;
  • изменение сущности процедуры аккредитации высшего учебного заведения с обязательной к добровольной ради получения повышения статуса высшего учебного заведения или получения доступа к бюджетному финансированию;
  • отделения высшего образования от профессионального образования, в частности — отнесение квалификационного уровня «младший специалист» к системе профессионального образования;
  • признанием за вузами права собственности на имущество, в т.ч. на результаты научно-исследовательских работ;
  • внедрением грантовой системы финансирования из бюджета получения лицом высшего образования;
  • приведением государственного заказа в соответствии с его содержания: госзаказ проводится на конкурсной основе на профессиональную подготовку на основе образовательного степени высшего образования для нужд государственных органов, учреждений, учреждений.

Министерский законопроект

За день до этого, 29 декабря прошлого года в Раде был зарегистрирован министерский вариант законопроекта «О высшем образовании» (№ 9655).

Председатель парламентского комитета по вопросам науки и образования Максим Луцкий, комментируя внесение на рассмотрение Верховной Рады разработанного проекта, отметил, что документ готов к принятию в первом чтении.

«Закон отработан, на сегодняшний день он является „неконфликтным“, учтены предложения альтернативных законопроектов, точки зрения многих вузов», — сообщил Максим Луцкий.

Согласно определению разработчиков проекта, новая редакция Закона, по сравнению с действующей, учитывает современные параметры развития высшего образования, предусматривает институциональные, академические и финансовые принципы автономии высших учебных заведений.

Министр образования и науки, молодежи и спорта Дмитрий Табачник заявил, что надеется на принятие министерского варианта законопроекта «О высшем образовании» уже в начале 2012 года.

В случае одобрения украинским парламентом закон вступит в силу с 1 января 2013 года.

Как сообщалось ранее, предыдущая версия министерского законопроекта «О высшем образовании» вызвала волну критики со стороны представителей академического общества. В результате, законопроект был отправлен на доработку.