Разобраться, что же на самом деле происходит в украинской экономике, особенно чего ждать в перспективе, хотя бы ближайшей, не говоря уже о среднесрочной, непросто, пишет Полемика.
Это, если еще мягко и сдержанно оценивать ситуацию, а вопли оппозиционных деятелей о грядущей катастрофе пропускать мимо ушей.
В общем, запутанная история…
Взять хоть премьера нашего, Николая Яновича Азарова. Он, например, совершенно искренне уверен, что может с легким сердцем проводить 2011 год. Дескать, для страны было сделано практически все возможное.
«Можно подвести некоторые итоги и сделать выводы. Главный из них — нам удалось окончательно преодолеть инерцию чрезвычайно глубокого экономического падения. Надо понимать, что чем глубже падение, тем сложнее и дольше из него выходить. Это аксиома экономики», — говорит Николай Янович.
Хотя, в общем-то, это вовсе не аксиома, а всего лишь оценочное суждение… По словам Премьера, 2011 год запомнится ему и нам глубокими и сложными реформами. «Пройдут годы, и в учебниках именно этот год будет отмечен как поворотная веха в истории Украины», — заявил он.
Заявление серьезное.
Только вот что же мы получаем на выходе?
Исходя из показателей Государственной статистической службы, действия украинских властей и особенно конъюнктура мировой экономики дают все основания ожидать резкого замедления темпов роста экономики Украины.
Примерно на 2% в годовом измерении.
Во всяком случае, в четвертом квартале текущего года экономика резко затормозила. Индекс промышленного производства демонстрирует довольно резкое замедление еще с августа. И если в августе темпы роста производства составляли еще 9,6%, то в ноябре они снизились до 3,8%.
По результатам одиннадцати месяцев индекс промышленного производства составил 7,8%. Годовой результат вряд ли будет выше.
Еще сложнее оказалась ситуация с ценами и особенно с ценовыми индексами.
Никто не мог предположить, что в погоне за стабильностью курса и потребительских цен правительство практически «обескровит» экономику. Причем, настолько жестко, что обнаружился дефицит гривны.
Надо признать, что инфляцию правительству удалось обуздать. Это правда. Конечно, это не дало положительного сигнала развитию экономики и, в частности, промышленности, хотя и сдержало валютный курс. Но ведь далеко не факт, что его нужно держать любой ценой.
Нужно ли вообще держать валютный курс такими усилиями и ценой распродажи резервов — большой вопрос. Многие аналитики считают, что курс надо немедленно отпустить. Но народу резко не нравится удорожание валюты, поэтому огромной долей вероятности можно прогнозировать, что власти будут всеми возможными способами искусственно удерживать курсовую стабильность до парламентских выборов 2012 года.
С другой стороны, именно «гривневый голод» помогает правительству воевать с ростом цен. По итогам года Украина будет иметь самые низкие темпы роста инфляции с 2002 года. Спросим риторически — а насколько можно доверять данным Госстатслужбы? Она ведь подчинена Кабмину.
Чувствовать хозяйскую руку отечественные статистики всегда умели, а в условиях укрепления центральной власти и подавно…
Но при всех критических настроениях нельзя не признать, что индекс потребительских цен по итогам года составит всего-то 4,5%. Это при том, что последние лет 7, а то и все 8 инфляция в Украине всегда была двузначной.
Премьер уверен, что по итогам года показатель инфляции не подымется, а ВВП вырастет на целых 5%.
Но ни инфляция, ни даже рост промпроизводства не стали ведущими факторами, которые влияют на украинскую экономику.
Ключевыми оказались факторы внешние. Впрочем, они оказываются определяющими для экономики всего мира, в том числе Восточной Европы и западной Евразии (то бишь России). Тут уж ничего не поделаешь — глобализация.
В общем, очередная волна кризиса в Европе определила судьбу всей мировой экономики в этом году. И, конечно, украинской.
В частности, усугубление долгового кризиса в Евросоюзе привело к оттоку капитала из Украины и, как следствие, к резкому ухудшению счета операций с капиталом и финансовых операций. Причем последнее стало сюрпризом для украинских властей, на протяжении всего года, вплоть до самой осени, прогнозировавших приток валюты в страну.
Но — не сложилось…
К концу года оказалось, что никаких подвижек к улучшению не наблюдается и в торговом балансе. Сюда же можно добавить и прекращение сотрудничества с МВФ.
Плюс к этому — отсутствие договоренностей о снижении цены на российский газ, в результате по итогам года брешь в платежном балансе достигнет примерно 5 млрд долларов.
Как не прискорбно, но платежный дефицит почти достиг значений, которые были сразу после первой волны кризиса, в 2009 году. Кроме того, практически рекордным будет и дефицит внешнеторгового баланса.
Да и платежный баланс пребывает в очень сложном состоянии. В Нацбанке ожидают, что отрицательное сальдо по итогам года достигнет 3 млрд долларов. При этом не стоит забывать, что даже прошлом году (очень тяжелом) сальдо платежного баланса было положительным и составило 5,1 млрд долларов.
В ситуации, когда из страны уходит больше валюты, чем поступает, приходиться распродавать золотовалютные резервы. В текущем году НБУ продал почти 4 млрд долларов.
С учетом прочих факторов, в частности, ослабления евро к доллару, международные резервы Национального банка сократились почти на 6 млрд долларов. И теперь составляют лишь 32,4 млрд долларов.
Отметим, сама по себе продажа валюты из резервов НБУ вряд ли позволила бы стабильно удерживать курс гривны к доллару на отметке чуть выше 8 грн/доллар. Куда больший вклад в поддержание курсовой стабильности вносит уже упомянутая жесткая монетарная политика власти.
Как следствие, экономика задыхается от дефицита гривневой ликвидности на рынке. Иными словами, нет ни у компаний, ни у граждан гривны для расчетов, приходится распечатывать кубышку и распродавать валюту.
Словом, этот уходящий год украинская экономика заканчивает на очень минорной ноте и весьма неблагоприятных перспективах год грядущий…
Впрочем, сам Николай Азаров хотя бы признает, что год был трудным. «Но много трудностей мы смогли преодолеть. Мы решили главную задачу — сохранили позитивную экономическую динамику в Украине, несмотря на усиление кризисных явлений в экономике, мы значительно сократили дефицит бюджета, добросовестно рассчитались со всеми долгами», — говорит он.
И это в значительной степени правда.
Платит Украина за всё
Проблема в другом.
На волне правительственных прогнозов страна опустилась со 149 на 152 место в мире по условиям ведения предпринимательской деятельности рейтинга «Ведение бизнеса — 2012», составленного Международной финансовой корпорацией и Всемирным банком.
Кроме того, Украина опустилась на одну позицию в рейтинге финансового развития за 2011 год, составляемого специалистами Всемирного экономического форума. Наша страна оказалась на 54 месте, а год назад на 53. Даже Россия, при всем авторитаризме полковника Путина, за год поднялась на одну позицию вверх — с 40 на 39.
Не помогло и принятие в прошлом году Налогового кодекса, который вступил в силу в 2011 году и должен был создать благоприятный инвестиционный климат. Тем не менее, недочеты, ошибки и произвол налоговиков практически похоронили эффект от принятия кодекса.
Зато Госбюджет-2012 приняли прямо под елочку. Значит, здесь придраться не к чему — все хорошо.
Плохо то, что газ дорогой…
Но он вообще-то всегда недешевый.
Правда, тут претензии больше к предыдущему правительству или вообще к деятелям 20-ти, а то и 30-ти летней давности — почему не развивали собственную добычу и энергосберегающее производство?
Особенность этого года для экономики не в том, что он слишком плохой или скажем, тяжелый или наоборот — прорывной.
Он обычный.
Традиционный. Как всегда — на качелях. Что-то хорошо, а что-то плохо. Голову вытащили — хвост завяз. Хотели как лучше, а получилось как всегда.
Как всегда, налоговики требовали налоги авансом, газ дорожал, пенсионеры скулили, суды выносили такие решения, при которых инвестировать в Украину можно, только будучи отпетым авантюристом или не имея другого выбора…
Впрочем, и на таком мрачноватом фоне удивил не Николай Азаров сравнительно умеренным оптимизмом, а его непосредственный подчиненный, первый вице-премьер-министр, министр экономического развития и торговли Андрей Клюев, пресс-служба которого сообщила, что он, считает, что Украина способна продемонстрировать новое экономическое чудо.
Украинская экономика. Фото с сайта polemika.com.ua
«Сегодня Украина вышла на стабильные темпы экономического развития, и становится потенциальным кандидатом на «новое экономическое чудо» мирового масштаба», — заявил Клюев.
Вице-премьер числит среди других благоприятных условий инвестирования в украинскую экономику выгодное географическое расположение Украины и ее железнодорожно-транспортную систему. Ну, и конечно черноземы…
В общем, то же самое, что и члены Народного Руха 20 лет назад.
Других предпосылок для экономического чуда пока не наблюдается.
Разве, может в новом году, найдут, где-то на Полтавщине (Харьковщине или например, на черноморском шельфе) невиданные залежи нефти или отыщут наконец золото Полуботка, вот тогда заживем по-настоящему!
Как в стране экономического чуда.