Он уже разрабатывал аналогичную реформу в начале 2011 года, но тогда перемены споткнулись о позицию министра Анатолия Могилева, который был противником полиции в любой форме.
Сейчас, по словам Грицака, с руководством МВД — полное взаимопонимание. Он рассказал изданию, что провел беседу с нынешним министром Виталием Захарченко и тот одобрил все начинания парламентария.
«Наша идея состоит в том, чтобы сменить не вывеску в министерстве, а построить абсолютно новую систему на существующей сегодня базе МВД. Опираться будем на европейский опыт, благо я досконально изучил систему правоохранительных органов Германии, Франции, Британии, Венгрии, Польши. В той же Бельгии, например, полицейский имеет высокую зарплату, очень дорожит своим полицейским званием, раз в три года проходит переподготовку, владеет несколькими европейскими языками, а имея высшее образование, знает еще и международное право», — рассказал регионал.
В Раду будет подано три законопроекта: Об органах внутренних дел, О полиции и О жандармерии. Авторы предлагают полностью изменить структуру МВД: разделить министерство на общенациональные силы — жандармерию и городскую полицию, создать следственный комитет. Также в систему МВД предлагают включить государственную миграционную службу, службу спасения (нынешнее МЧС), государственную пограничную службу и еще ряд департаментов. Некоторые структурные изменения дадут возможность избавиться от дублирующих функций в полиции, проводить переаттестацию сотрудников и сократить штаты.
По словам Грицака, лучше было бы, чтобы законопроект подавал президент, но юристы его Администрации пока не проявляли интереса.
«Что характерно, поддержать законопроект может оппозиция. Ее представители в целом положительно характеризуют как изменение структуры МВД, так и переименование милиции. Видимо, надеясь, что со сменой названия будет преобразована и ее философия», — пишет КП.
«Само слово «полиция» происходит от древнегреческого Polis, что означает город-государство. Давайте с милитаризованных вооруженных отрядов, коими является «милиция», перейдем к такому названию. Вообще же за время независимой Украины ни одно ведомство не претерпело больше потрясений, чем МВД. Ведь как только власть меняется, сразу начинают «перетряхивать» ведомство, меняют от начальников облуправлений до районов. Такого быть не должно, и логика, очевидно, в том, что начинать нужно с названия», — предлагает бютовец Юрий Прокопчук.
Официальная позиция ведомства такова: реформы проводить действительно нужно, но новое руководство изучает обстановку.
«Попытки реформирования проводились с начала девяностых, несколько раз изменялась структура министерства, его территориальных подразделений. Но каждый раз все упиралось в существование количественных показателей при раскрывании преступлений, это искусственные нормы, которые нередко приводили к нарушению прав и свобод граждан. Потому и милиция воспринимается сегодня как карательно-репрессивный орган. Реформу ведомства мы видим в оптимизации структуры, численности личного состава, усовершенствовании административных функций», — рассказал руководитель пресс-службы МВД Владимир Полищук.
По данным КП, внутри МВД сформировано шесть экспертных групп, которые собирают данные, необходимые для проекта реформы этого ведомства. Они изучают общественное мнение и анализируют направления работы различных подразделений милиции.