Министр энергетики Азербайджана Натик Алиев уточнил, что пропускная способность трубопровода составит 16 млрд куб. метров газа в год, из которых 6 млрд будут использоваться на турецком рынке, а 10 млрд продаваться в Европу. Газ будет закачиваться в «трубу» на границе с Грузией и доставляться к границам Болгарии. Сроки начала строительных работ и выхода газопровода на проектную мощность названы не были.
Неудивительно, что именно эти страны выступили инициаторами нового проекта, указывает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. «Азербайджан хочет получить прямой доступ к рынку ЕС. Турции новый проект позволит укрепить свой статус в качестве крупного газового хаба», — поясняет он. Сейчас 5 из 7 млрд куб. метров газа, добываемых в Азербайджане, экспортируется в Турцию, у страны есть потенциал для дальнейшего наращивания добычи, но нет инфраструктуры.
Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин допускает, что новый газопровод может стать частью Nabucco в Европе или присоединиться к нему как отдельная ветка. Есть несколько вариантов дальнейшего следования этой трубы, но в принципе, это все тот же южный газовый коридор.
«Важно то, что новая договоренность дает очень серьезную возможность для присоединения к этому коридору Туркменистана. Если это получится, то есть короткий отрезок газопровода будет построен через Каспийское море, то тогда можно сказать, что в Юго-Восточной Европе появится новый источник газового снабжения, а нацелен он будет фактически на те же рынки, что и «Газпром» — предупреждает эксперт.
По оценкам Крутихина, к 2018 году Азербайджан сможет поставлять по этому маршруту примерно 12 млрд куб. метров в год. Но в случае присоединения к проекту Туркмении и Ирана, они могут добавить еще 20 млрд и около 30 млрд куб. метров газа соответственно, и вместе смогли бы заменить российский газ на стратегически важном направлении в Юго-Восточной Европе.
Вряд ли Иран сможет присоединиться к подобным проектам, по крайней мере, в среднесрочной перспективе, учитывая новый виток напряженности в его отношениях с Западом, сомневается аналитик Номос-банка Денис Борисов. При этом без его участия проект Nabucco вообще теряет смысл, так как самостоятельно Азербайджан не сможет заполнить весь газопровод. Что касается Туркмении, то значительная часть ее месторождений находится на шельфе Каспия, который до сих пор не полностью разделен. «Законодательное разделение невозможно без участия России и Ирана, а у них и так хватает собственных месторождений. Вряд ли они будут спешить вывести на рынок нового конкурента», — резюмирует он.