«Государственный заказ на изготовление и доставку учебников, который утверждается практически в конце бюджетного года, является формальным и не выполняет функций государственного регулирования этой сферы и фактически не влияет на выпуск учебной литературы. При технологии изготовления учебников в сроки до пяти месяцев, постоянно практикуется направление средств на эти цели за два-три месяца до начала учебного года», — говорится в сообщении пресс-службы Счетной палаты.
В результате для срочного изготовления учебников издательства закупали бумагу по ценам выше рыночных на 30-40%, вследствие чего неэффективно использовано 6,9 млн грн бюджетных средств.
В Счетной палате отмечают, что МОНмолодежьспорт не проверило производственные мощности победителя тендерных процедур по предоставлению полиграфических услуг ООО «Побутелектротехніка», которое оказалось фактически посредником, а не исполнителем заказа. Поэтому после выпуска 10 наименований учебников на счету предприятия осталось от 66 до 84 % полученных средств, что привело к дополнительным расходам из бюджета 5,9 млн гривен.
«Непрозрачной является и процедура конкурсного отбора учебников и принятия решений об их издании. Так, на выпуск 24 учебников, которые не подавались на конкурс или не стали в нем победителями, с нарушением действующего законодательства использовано 30,9 млн гривен. Вместе с тем в 2010 году не издано 20 наименований учебников-победителей и 50 — в 2011-м», — отметили в Счетной палате.
«Однако, не обеспечив своевременного направления средств для планомерного издания учебников, МОНмолодежьспорт избежало ответственности, передав все полномочия в этой сфере Институту инновационных технологий и содержания образования. Также это учреждение, должным образом не организовав своевременное выполнение поставленных задач, давало разрешения издательствам на коммерческую печать. В результате, стоимость учебника возрастала в 2-3 раза», — говорится в сообщении пресс-службы Счетной палаты.
При этом, как установили аудиторы, в 2010-2011 годах из-за задержек с обеспечением учеников учебниками, их покупали за свой счет до 35% опрашиваемых, а учебная литература, напечатанная по госзаказу, хранилась на складах производителей в течение 2 месяцев. Кроме этого, введенный институтом несовершенный порядок определения реальной потребности в учебниках привел к избыточному выпуску 515,7 тыс. экземпляров, которые фактически не используются, тогда как на их издание потрачено 8,6 млн грн из государственного бюджета.
Основная причина указанных нарушений — неудовлетворительная организация работы МОНмолодежьспортом. Направленные из бюджета 319 млн грн на выпуск учебников не обеспечили потребностей учебных заведений в современной учебной литературе. В частности, не обеспечены учебниками учащиеся с особыми потребностями и дети национальных меньшинств, для которых некоторые наименования не издавались ни разу за последние 20 лет.
Аудиторы отметили, что в условиях экономного и эффективного использования бюджетных средств только в 2010-2011 годах можно было дополнительно выдать 3,4 млн учебников, или почти на четверть больше изготовленных.