Украинские банки все более активно используют рекламные акции для получения необходимых денежных ресурсов от населения. При этом люди, пользуясь сложным положением банковской системы, могут извлечь для себя немалую материальную выгоду. Как признались «Минфину» сами банкиры, завлечение клиентов через маркетинговые программы способствует повышению объемов продаж и укреплению имиджа банков. Юристы предупреждают, что к рекламным акциям необходимо относиться осторожно и прежде чем принимать участие в той или иной маркетинговой программе, стоит внимательно изучить ее условия.
Банки проводят различные типы акций — от лотерей с розыгрышем больших призов до специальных условий приобретения отдельного продукта. Маркетинговые программы способствуют привлечению новых и удержанию существующих клиентов. При этом финансовая составляющая подобных мероприятий играет важную роль, например, дополнительные бонусы или проценты по депозитным вкладам, отсутствие комиссии по коммунальным платежам, снижение стоимости выпуска платежной карты или более дешевые тарифы на перечисление средств по системам денежных переводов. Проводить такие программы — очень затратно для банков, их проводят только в экстренных ситуациях, поэтому они имеют временный или сезонный характер.
При чем здесь имидж
Как рассказала «Минфину» начальник управления маркетинга «Астра банка» Татьяна Кравец, кроме возможности привлечения средств, маркетинговые мероприятия укрепляют имидж, повышая узнаваемость банка. «Акции проводятся для физических и юридических лиц. Такими мероприятиями мы пытаемся повысить объемы продаж банковских продуктов, будь-то депозиты, кредиты, платежные карты, индивидуальные банковские сейфы или расчетно-кассовое обслуживание», — сказала она.
По словам директора департамента розничного бизнеса «Терра банка» Светланы Мараховской, для ее банка акции давно стали уже привычным явлением. «Мы почти всегда проводим акционные программы, чередуя их между корпоративными и частными клиентами», — отметила она.
Стоит отметить, что кроме банков сейчас акциями пользуются и другие представители финансового рынка. К примеру, инвестиционные компании анонсируют различные предложения, связанные с торговлей акциями с помощью интернет-трейдинга. Хотя их старания так и не увенчались успехом, о чем свидетельствуют ничтожные объемы на украинских фондовых биржах. Кроме того, фондовики таким образом пытаются популяризировать среди украинцев возможности местного фондового рынка.
Используй свою акцию от банка
Светлана Мараховская рассказала, что маркетинговая стратегия продвижения банковских продуктов выстраивается с учетом предпочтений и пожеланий потенциальных потребителей. «Корпоративным клиентам интересны акционные финансовые условия с абсолютно прогнозируемой финансовой составляющей, а не розыгрыши телевизоров. Частным клиентам важнее те эмоции, которые они получают от обслуживания в банке», — поделилась она.
Например, «Терра банк» сейчас предлагает акционный потребительский on-line-кредит, позволяющий оформить сделку, не вставая из-за компьютера. По словам госпожи Мараховской, программа «TerraMoney» стала маркетинговой изюминкой, которая значительно упрощает жизнь клиентов.
В «Астра банке» проходит депозитная акция «Удвой свой процент» для физических лиц. «Клиенты, открывшие с 22 ноября 2011 года по 31 января 2012 года депозит, получают шанс выиграть увеличение процентной ставки до 36% годовых по своему депозиту», — сообщила Татьяна Кравец. По ее словам, каждую неделю методом случайного отбора по номерам депозитных договоров определяются три победителя.
В VAB банке сейчас действуют акции по пластиковым картам. «Участвуя в акции «Золотые привилегии от VAB», «Попробуйте — вам понравится» и других, вы имеете возможность выиграть различные призы, скидки на товары и услуги», — рассказал менеджер департамента маркетинга розничного бизнеса «VAB Банка» Евгений Гриштопа.
Условия акционной программы
Участники рынка утверждают, что акционные предложения всегда выгодны для потребителей. «Принимая их, клиент ни в коей мере не покупает «кота в мешке», — отметила Светлана Мараховская. Условия проведения акций всегда публичны. От того, насколько просты и понятны будут их принципы проведения, зависит успех мероприятия. «Рассматривая акционные предложения банков, всегда нужно ориентироваться и на другие факторы, которые в условиях акции могут не анонсироваться, но являются существенными при выборе обслуживающего банка», — отметила госпожа Мараховская.
Юрист Всеукраинской общественной организации по защите прав потребителей финансовых услуг Анатолий Соболевский отметил, что завлекательные маркетинговые операции проводятся с целью накопления финансовыми учреждениями дополнительных денежных средств (см. на эту тему статью «Минфина» — «Население массово выводит гривну и валюту из банков»). «Банкам нужен ресурс гривны, чтобы обеспечить потребности потребкредитования», — уверен он.
По его словам, перед тем, как принять участие в маркетинговых мероприятиях, следует внимательно прочесть официальные условия акции на сайте банка или перезвонить на горячую линию. «Банки обязаны изложить всю информацию о каких-либо ограничениях. Все нюансы можно прочитать, ведь сейчас уже нет никаких мелких шрифтов. Внимательно ознакомившись с договором, можно понять, следует ли принимать участие в акции или нет», — подчеркнул он.
Елена Куцая