По данным ассоциации «Украинское объединение лизингодателей», объем заключенных в третьем квартале 2011 г. договоров финансового лизинга достиг 3-летнего максимума и составил 4,4 млрд грн. Исходя из цифр, рынок фактически уже вернулся к докризисным объемам, хотя до наиболее успешного 2007 г. все еще далеко (к примеру, во втором квартале 2007 г. объемы новых договоров были на уровне 6,2 млрд грн).
При этом трехлетние минимумы обновлялись не только денежным объемом, но и количеством новых договоров, которых насчитывается 2828 за последний квартал. Главным источником финансирования лизинговых операций стали банковские кредиты — их доля составила 92% против 8% собственных средств. В аналогичном периоде прошлого года это соотношение было практически пропорциональным (47% против 53% соответственно).
Структурно лизинг практически не преобразился: около 56% объемов рынка делает лизинг транспорта, а затем с большим отставанием следуют сельскохозяйственная техника (15%) и компьютерное оборудование (более 5%). Незначительные изменения произошли в части сроков договоров: доля долгосрочных (более 10 лет) несколько уменьшилась, зато популярными стали договоры на срок от пяти до 10 лет.
Представители лизинговых компаний отмечают, что главной причиной оживления рынка стало удешевление ресурсов. В прошлом году банки практически не кредитовали, а процентные ставки были просто неподъемными (далеко за 20%). Однако в конце 2010 г. ситуация пошла на улучшение, и стоимость заемного ресурса стала падать. К примеру, для лизинга авто на сегодняшний день это в среднем 16-19%. Большинству компаний дополнительно удалось удешевить лизинг транспорта за счет совместных акций с автодилерами (к примеру, это 8-9% в гривне на кредиты до пяти лет). К тому же, не попадая под запрет на валютное кредитование, лизинговые компании могли привлекать и более низкими ставками в долларах — не более 10% сроком на пять лет.
Вторым фактором, сыгравшим на руку лизингодателям, стали благоприятные правки в Налоговый кодекс. «Появилась возможность уменьшать платежи из-за отмены ежегодного транспортного сбора и замену его разовым налогом во время первой регистрации автомобиля в Украине. Также была отменена дискриминационная норма, которая требовала обложения суммы налогом лизинговой комиссии по договорам финансового лизинга»,— объясняет генеральный директор «Порше Лизинг Украина» Йозеф Граф.
Свою роль сыграла и подготовка компаний различных секторов экономики к Ев ро-2012. «Компании обновляли и расширяли основные фонды по мере роста вовлечения в процесс подготовительных работ к Евро-2012. При этом многие из них сделали свой выбор в пользу услуги лизинга, рассматривая его как наиболее удобный и выгодный способ приобретения новой техники»,— отмечает гендиректор «VAB Лизинг» Людмила Золотарева.
Однако закрепить свой успех в будущем году лизингодателям, возможно, не удастся. Вероятное ухудшение общей экономической ситуации пагубно отразится на платежеспособности заемщиков, а удорожание заемного ресурса на банковском рынке может сильно ударить по рынку лизинга. Некоторое снижение продаж, по признаниям представителей лизингового рынка, присутствует уже сейчас. «В последний месяц наблюдается некоторое снижение активности со стороны самих лизингополучателей, которые пребывают в ожидании изменений на финансовом рынке»,— рассказывает Людмила Золотарева.
С учетом зависимости лизинговых компаний от банковского сектора можно ожидать, что условия лизинга в ближайшее время лояльней становиться не будут. «Процентные ставки по лизингу с осени выросли в связи с удорожанием ресурсов, а ожидания бизнеса ослабли (падение consumer confidence index)»,— подтверждает наметившиеся негативные тенденции председатель совета директоров «Евро Лизинг» Роман Иваненко.