В Минэнерго подумывают ввести пошлину на импортный бензин
Украина все больше зависит от импортного бензина. Почти половина топлива завозится из-за рубежа. При этом собственное производство сокращается. Отечественные нефтеперерабатывающие заводы не в состоянии конкурировать с российскими и белорусскими. Соседи продолжают завоевывать украинский рынок. Хотя их топливо дороже. Чтобы исправить ситуацию, в министерстве энергетики предлагают ввести пошлину на импортный бензин.
На автозаправочных станциях ценовое затишье. Начиная с октября, стоимость бензина практически не изменилась. Самый популярный, 95-й, продают в среднем по 10,30 гривны за литр. Но разница в ценах на АЗС существенная. Например, здесь автомобили заправляют украинским топливом. За один литр берут меньше средней стоимости. Бензин, привезенный из-за границы стоит дороже — более одиннадцати гривен за литр. Антимонопольный комитет не раз обвинял импортеров в том, что они накручивают цены. Нарушителям выписывали миллионные штрафы. Но дорогого топлива на рынке стало еще больше, констатируют в министерстве энергетики.
Константин Бородин, заместитель директора департамента Министерства энергетики и угольной промышленности Украины:
— Доминирование импорта у нас усугубилось за этот год. Доля импорта превысила пятьдесят процентов рынка по моторным бензинам.
И проблема не в том, что отечественное топливо не хотят покупать. Его стали меньше производить. Это один из самых крупных украинских заводов — Лисичанский. Как и остальные, он загружен не на полную мощность. Потому что перерабатывать нефть в Украине невыгодно. Главный поставщик сырья — Россия — продает нам «черное» золото дороже, чем конкурентам.
Владимир Жмак, исполнительный директор украинской нефтеперерабатывающей компании
— Мы говорим о странах Таможенного союза: Россия, Беларусь, Казахстан, то грех не использовать это ценовое преимущество. Конечно, рынок Украины для них золотое дно.
Чтобы украинские заводы увеличили производство, в Министерстве энергетики предлагают ввести пошлину на импортный бензин. Она покроет убытки наших предприятий и на АЗС будет больше отечественного топлива. Потребители от этого только выиграют, убеждают чиновники.
Константин Бородин, заместитель директора департамента Министерства энергетики и угольной промышленности Украины:
— Мы действительно сможем сгладить ценовые пики. Компании, как правило, хранят запасы нефти на складах. Они определяют, когда им выгодно покупать нефть. Естественно, когда она ниже. При работе с импортом, при работе с колес, мы значительно больше подвержены пикам и прыжкам ценовой конъюнктуры.
Но стабилизировать цены на заправках в одно мгновение не удастся, парируют импортеры. По их словам, из-за границы завозят высококачественный бензин, который в стране не производят. После введения пошлин он резко подорожает. А украинским заводам потребуется время, чтобы перейти на более высокие стандарты.
Вячеслав Стешенко, коммерческий директор сети АЗС:
— Пошлина на импорт вводится тогда, когда хотят защитить свой отечественный продукт. В случае с топливом, которое соответствует стандарту Евро-5 это непонятно. У нас такого продукта нет. Смысл защищать товар, которого нет на рынке. Давайте на бананы введем пошлины.
Но в Министерстве энергетики утверждают — бензин стандарта евро-5 покупают немногие. И куда важней стабилизировать цены на самое ходовое топливо. От которого зависит стоимость большинства товаров. Ведь покупая, например, овощи в супермаркете, мы платим за их транспортировку.
Виталий Коба, генеральный директор сети супермаркетов:
— Мы можем везти сегодня с ближайшего завода какую-то продукцию, это практически ничего не стоит. Но мы можем везти с другого региона или области это будет стоить существенно. И если товар, например, даже дешевый, то отображается очень сильно.
Стоимость топлива влияет и на большинство услуг. Массажист Руслан Дубовицкий знает об этом не понаслышке. Каждый день, он грузит в авто переносной массажный стол и едет к пациентам. За сутки спидометр наматывает не меньше ста километров.
Руслан Дубовицкий, массажист:
— В среднем в день у меня уходит гривен… Ну, сто километров по десять литров — это сто гривен.
Бизнес Руслана во многом зависит от цен на бензин. Чем они выше — тем меньше его доходы.
Руслан Дубовицкий, массажист:
— Приходится понемногу поднимать цену, а так как платежеспособность населения ограничена и много клиентов пенсионного возраста, то людям приходится отказываться от моей услуги.
Если бы не тяжелый массажный стол, Руслан пересел бы на общественный транспорт. Так делают многие автовладельцы, для которых цена бензина стала неподъемной. В этом году спрос на горючее стал падать, говорит аналитик Сергей Куюн.
Сергей Куюн, директор консалтинговой компании:
— Это сигнализирует о том, что нынешняя цена уже находится на пределе, то есть достигла предела покупательной способности, и дальнейшее движение цен вверх будет вести к снижению потребления.
Одно из ключевых условий стабилизации цен в будущем — развитие нефтепереработки в стране. Введение пошлин на импортный бензин один из первых шагов в этом направлении. Но в правительстве до сих пор не пришли к единому мнению — нужно ли помогать отечественным заводам.