Президент Франции Николя Саркози предупредил, что риск распада еврозоны никогда не был столь велик, как сейчас. Саркози выступил с речью в Марселе за несколько часов до начала саммита ЕС в Брюсселе, который называют последней попыткой спасти еврозону.
Участники брюссельского саммита обсудят предложения по введению автоматических штрафных санкций в отношении стран-участниц, которые нарушат бюджетную дисциплину.Германия и Франция добиваются внесения поправок в Лиссабонский договор, которые сделают такие санкции обязательными.
«Единая Европа находится в чрезвычайно опасной ситуации. Никогда прежде так много стран не стремились войти в нее. Никогда раньше риск распада Европы не был столь велик», — заявил французский президент в Марселе, обращаясь к делегатам ежегодного съезда правоцентристких фракций в Европарламенте.
По словам Саркози, на принятие окончательного решения остается всего несколько недель.
На этом же съезде присутствовала и канцлер Германии Ангела Меркель. В своем выступлении она подчеркнула, что предлагаемые изменения в Лиссабонском договоре должны быть утверждены всеми 27 странами ЕС, и призвала их лидеров забыть на время о личных и национальных амбициях ради спасения Евросоюза.
Тем временем Европейский центральный банк снизил учетную ставку до беспрецедентного 1%, что ожидалось финансовыми рынками.
Президент Евробанка Марио Драги снова призвал правительства стран еврозоны сократить заимствование и навести бюджетную дисциплину, не упомянув при этом новых мер финансовой поддержки оказавшихся в долговом кризисе стран.
В преддверии брюссельского саммита министр финансов США Тимоти Гайтнер встретился в Риме с новым премьер-министром Италии Марио Монти. По словам Монти, на этой встрече обсуждались пути поддержки стран еврозоны со стороны МВФ и других международных финансовых институтов.
Тем временем президент Саркози и канцлер Меркель, в котором подчеркивают, что новая редакция Лиссабонского договора должна быть подготовлена к марту будущего года.
Согласно франко-германскому плану, Европейская комиссия должна получить полномочия, которые позволят ей вводить санкции в отношении стран, в которых дефицит превысит согласованный предел; все 17 стран еврозоны должны иметь единые ставки налогов на корпорации и финансовые операции, и любые меры финансовой помощи в будущем не должны включать частных инвесторов, как это произошло в случае Греции.
Сам Херман ван Ромпей предлагает иной план по созданию «финансового союза», который не требует ратификации национальными парламентами или в ходе референдумов.
10 стран Европейского союза, которые не входят в еврозону, в том числе Британия, встревожены тем, что они могут оказаться в изоляции в случае создания такого союза.