Большинство украинских компаний, которые занимаются импортом и экспортом, уже давно закладывают в контракты курс 9 грн/доллар. Причины две: хотят подстраховаться и оглядываются на форвардные контракты за пределами Украины, согласно которым курс ожидается около 8,6-8,7.

К тому же, многие экономисты еще в начале осени дружно заговорили о том, что гривна сейчас не оправдано переоценена и ее реальная стоимость составляет 8,5-8,7 грн/доллар. Дескать, нынешний курс удерживается исключительно благодаря поддержке НБУ, который заплатил за это сокращением золотовалютных резервов за сентябрь-октябрь на 15% — их величина откатилась к уровню августа 2010 года. Если Национальному банку придется тратить резервы примерно такими же темпами, то резервы упрутся в согласованные с МВФ ограничения примерно к марту 2012 года.

Причина таяния резервов — дефицит платежного баланса Украины, который за сентябрь составил 2 млрд долларов. Одна из основных причин оттока валюты — негативное сальдо внешней торговли, которое по итогам девяти месяцев 2011 года достигло 4 млрд долларов против 0,9 млрд за минувший год.

Тающие резервы и растущий импорт не могут не давить гривну вниз. Но почему-то она нерушима.

Опустим или поддержим?

Национальный банк добивается, и банки стали сбрасывать доллар, благодаря чему после 23 ноября он впервые за несколько последних месяцев опустился на межбанковском рынке ниже планки в 8 грн.«Дорогая» гривна не слишком выгодна нынешним властям. Во-первых, большая часть интересов тех бизнес-групп, что близки к правящей партии, сосредоточена в области экспорта. А экспортерам дорогая гривна ни к чему. Во-вторых, властям не нравится бурно растущий импорт, а стимулирует его рост именно твердая гривна на фоне имеющейся инфляции. Тем более что почти все соседние страны девальвировали свои валюты еще в августе-сентябре 2011 года. К примеру, польский злотый подешевел на 17%, рубль — на 16%, венгерский форинт — на 15%. И только гривна держится на высоте, на которой закрепилась весной 2009 года.

Гривну может поддержать сброс валюты теми банками и корпорациями, которые в мае-сентябре «сели в доллар» в предвкушении девальвации.

Возникает резонный вопрос: так почему же гривну не «опускают»? Первый сдерживающий фактор — политический: правительство боится недовольства избирателей накануне парламентских выборов. Стабильный курс считается чуть ли не единственным экономическим достижением этой власти. Кроме того, стабильность гривны помогает бюджету выполнять обязательства по субсидированию затрат на покупку импортного газа бюджетными и коммунальными предприятиями. Но на самом деле, кроме Большой Политики есть и чисто финансовые причины, которые способны в краткосрочной перспективе не только поддержать нынешний курс гривны, но даже создать предпосылки к небольшой ревальвации.

Сдавайте валюту!

По разным оценкам, «под матрасами» у украинцев находится 60-75 млрд долларов валюты. Эта оценка в не раз звучала в кулуарах банковских форумов. Для сравнения, внешний государственный долг Украины составляет 35,1 млрд долларов (по данным Министерства финансов на июнь 2011 года). Внешние долги частных корпораций и банков — 81,8 млрд долларов. По сравнению с этими суммами дефицит платежного баланса в 2 млрд долларов выглядит не так уж и страшно.

Кроме того, при оценке платежного баланса далеко не полностью учитываются переводы и ввоз валюты теми гражданами Украины, которые получают доходы за рубежом. А эти цифры весьма впечатляющи — только официально за первое полугодие 2011 года в Украину проведено переводов на сумму около 2,8 млрд долларов. Скрыто от статистики — в разы больше.

Проблема в том, что население не имеет желания ни продавать эту валюту, ни инвестировать ее в экономику, хотя бы путем внесения на банковские вклады. Впрочем, несмотря на скепсис населения, доля валютных депозитов и объем депозитов в целом продолжают расти.

Кстати, банки также набили «кубышки» валютой. Многие не самые мелкие банки «сели в доллар» в ожидании девальвации. Именно для того, чтобы растрясти их валютные запасы, НБУ «пропылесосил» всю гривну. «Банки используют любые свободные гривневые ресурсы для покупки валюты впрок. Сегодня мы видим авуары, объемы которых подбираются к 10 млрд долларов. И это небывалая цифра. Все ждут глубокую девальвацию и хотят на этом заработать. Но я хочу сказать, что они этого не дождутся», — сказал глава НБУ Сергей Арбузов в интервью одной из газет.

В принципе, пока что своей цели Национальный банк добивается, и банки стали сбрасывать доллар, благодаря чему после 23 ноября он впервые за несколько последних месяцев опустился на межбанковском рынке ниже планки в 8 грн.

Но вряд ли ревальвация гривны будет значительной. Скорее, излишек валюты будет выкуплен Нацбанком. Но если население тоже начнет вытаскивать валюту из «кубышек», тогда над гривной может нависнуть вполне реальный ревальвационный навес.

При этом надо помнить, что реальных экономических оснований для ревальвации нет — внешний долг растет, негативное сальдо внешнеторгового баланса тоже, инфляция даже после драконовских мер по изъятию «лишней» гривны, по официальным оценкам, все равно по итогам года превысит 8%.

Есть еще один аргумент против серьезной ревальвации — внешний. Украине сложно рассчитывать на приток кредитов и инвестиций извне. Миссия МВФ досрочно уехала из Украины, абсолютно недовольная выполнением нашей страной рекомендаций Фонда. Кроме того, главные кредиторы украинской экономики — европейские банки — сами испытывают трудности. И некоторые из них, к примеру, Commerzbank и UniCredit Bank уже заявили, что намерены свернуть программы кредитования за пределами национальных рынков.

Антон Стадник, начальник казначейкого управления ПУМБ

До конца года мы не ожидаем резких скачков курса на рынке доллар/гривна, для этого нет объективных причин в экономике. Кроме того, НБУ имеет достаточно ресурсов для поддержания гривны. В связи с этим мы ожидаем, что курс доллара до конца года будет колебаться в среднем у отметки 8,01 грн.

Александр Сугоняко, президент АУБ

Стабильность гривны очень зависит от результата переговоров с Россией о цене на газ. Если она будет снижена, это в значительной степени уменьшит риск девальвации.

Тантели Ратувухери, эксперт UniCredit Bank

Имеются все предпосылки к тому, что гривна останется на нынешнем уровне до конца 2011 года. Главная из них — последовательная политика НБУ и правительства при имеющихся достаточных валютных резервах. С учетом планов правительства на следующий год, можно ожидать среднегодовой курс гривны на уровне 8,00-8,03. В первом же квартале может формироваться средний курс 8,05 за доллар с пиковым значением 8,07-8,10 ко второй половине квартала.

Мнения

Председатель правления Deutsche Bank Йозеф Аккерманн

Кризис — это теперь нормальное состояние, и мы должны настроиться, что период неуверенности и волатильности будет длительным. Пройдут годы, прежде чем финансовая система сможет приспособиться к новым условиям.

Миллиардер, глава инвестиционной компании Berkshire Hathaway Уоррен Баффетт

Система, существующая в настоящее время, имеет серьезный дефект. И этот дефект исправляется только на словах. Европе необходимо консолидировать усилия, либо в зоне евро потребуются «перестановки», так как сейчас система не работает.

Американский финансист Джордж Сорос

Существует банковская проблема, связанная с тем, что многие учреждения владеют ценными бумагами с повышенными рисками, а также проблема госдолга некоторых стран. Имеющихся у ЕФФС ресурсов не хватит для решения обеих проблем.

Глава МВФ Кристин Лагард

Если мы не будем принимать смелые решения, если мы не будем действовать сообща, вся мировая экономика скатится к неопределенности, нестабильности и возможности краха мирового потребления.