Черная линия на графике — это пятилетнее скользящее среднее значение разницы между годовым уровнем производства и потребления, представленное в виде черных столбиков. Последний раз избыточное производство было зарегистрировано в 1981 году, тридцать лет назад, и с тех пор мир истощил стратегические запасы и резервы, чтобы удовлетворить потребительский спрос, и сейчас эта тенденция усиливается. Голубыми столбиками представлен баланс в Европе, живущей за счет североморской нефти, которая сейчас заканчивается. Красные столбцы — Северная Америка и Мексика, где с 1984 года наблюдалось сокращение добычи. Но самым пугающим является дефицит в Азиатско-тихоокеанском регионе, представленный на графике в виде желтых столбиков, который значительно возрос за последние двадцать лет.

График определенно демонстрирует дисбаланс между добычей и потреблением, который не может больше сохраняться. Мир оказался зажат между негибким спросом — потому что нефть жизненно необходима для нашего существования — и сокращением чистой добычи. Это объясняет изменение цены на нефть, которое представлено синей линией на втором графике (я прокомментирую движение цены золота чуть позже).

Корреляция цен на нефть и золото в долгосрочной перспективе

Всего было три фазы: первая, когда Организация стран-экспортеров нефти подняла цену на нефть; вторая, когда были введены в эксплуатацию более дорогие месторождения, не принадлежащие странам ОПЕК, что ограничило рост цен; и, наконец, третья, когда цены выросли в семь раз на настоящий момент. Именно из третьей тенденции пока нет очевидного выхода. График построен в логарифмическом масштабе, то есть с 1998 года цены росли в геометрической прогрессии.

Результатом дальнейшего ухудшения соотношения между производством и потреблением может стать только значительное увеличение цен. Если верить статистике BP, которая отображает дефицит предложения самого жизненно важного товара в мире на протяжении тридцати лет, логическим последствием этого является взрывной рост цены. А при количественном смягчении на рынках появятся дополнительные деньги для оплаты товара по более высокой цене, и тогда лучше не думать о последствиях всего этого для мировой ценовой инфляции. На основании этих данных мы можем подтвердить анализ Криса Мартенсона.

Жизнь во время энергетического кризиса потребует радикального изменения нашего образа жизни — в худшую сторону. Лучшей финансовой защитой на этот случай является физическое золото, которое неплохо отслеживало цену нефти на протяжении многих лет, как показывает второй график, и может продолжать в том же духе. В конечном счете, сочетание самого быстрого увеличения денежной массы за всю историю цивилизации и растущих цен на нефть — это инфляционная катастрофа в процессе развития.