Настольные и видеоигры, несомненно, съедают неприличное количество времени. Но надо смотреть правде в глаза: никто, наверное, не в силах навсегда запретить своим чадам играть в них. И тогда остается только подбирать развлечения так, чтобы они хоть чему-то учили. Forbes выбрал десять настольных и компьютерных игр, развивающих предпринимательские качества: умение распоряжаться ограниченными ресурсами, делать обоснованный выбор, принимать ответственные решения и стратегически мыслить.
1. «Денежный поток 101» (Cashflow 101)
Настольная игра от Роберта «Богатого папы, бедного папы» Кийосаки. По механике похожа на «Монополию», но есть одна хитрость. Каждому игроку присваивается индивидуальная карточка, в которой содержится информация о личных задачах, семье, кредитных обязательствах, собственности, покупках. Таким образом, виртуальное магнатство «Монополии» встречается с приземленными радостями и хлопотами быта. И эта встреча — идеальный повод познакомить ребенка с принятыми в обществе стереотипами успеха, правильной жизни и конкуренции. Урок не только философский, но и практичный: «Денежный поток 101» учит вести бухгалтерию, инвестировать и экономить, разделять и властвовать.
Скорее легкомысленная, чем серьезная, эта игра, однако, дает еще несколько прагматичных советов: постоянно искать в жизни новые окна возможностей, извлекать выгоду из любой ситуации, расставлять приоритеты и не менять коней на переправе, уметь отличать собственные устремления от навязанных другими амбиций. Последний урок самый ценный. Игроки начинают в разных условиях (кто — безработным, кто — банкиром), стремятся к разным целям и прокладывают к ним разные маршруты, но при этом всегда существуют универсальные критерии, по которым можно сравнить их «успешность»: капитал, недвижимость, активы. И Кийосаки довольно убедительно объясняет: соревноваться нужно только с самим собой, все остальное — крысиные бега.
2. «Продано!» (For Sale!)
Скажем прямо: эта карточная игра посвящена умению торговаться, о котором российская система образования все время как-то стыдливо забывает. В отличие от многих других деловых симуляторов, в «Продано!» приходится думать не только о том, чтобы отыграть побольше ценных активов, но и о том, как выгодно от них впоследствии избавиться. Игра делится на несколько раундов: в начале ведутся торги за самые интересные лоты, во втором акте нужно выгодно перепродать трофеи.
Выбор лотов — а это разнообразная недвижимость, от пентхаусов до юрт эскимосов — может кое-что сообщить о характере ребенка, но тут уж лучше играть со специалистами по психологии. Мы же отметим, что «Продано!» развивает навыки переговоров, учит идти на компромиссы, смиряться с поражениями в отдельных битвах ради победы во всей войне и грамотно распоряжаться козырями в рукаве: торги здесь проходят втемную. Позже продолжить совершенствовать навыки инвестора и дипломата можно будет в играх посложнее — например, в отечественном «Акционере».
3. Steam
Сложносочиненная настольная игра о противостоянии железнодорожных магнатов. Наверное, так могла бы выглядеть детская мечта Дагни Таггерт и Эдди Виллерса из любимой книги Евгения Чичваркина и тысяч других предпринимателей «Атлант расправил плечи». По сути, это глобальная «Монополия» на чистом листе, в которой игроки сами прокладывают маршруты, покупают и отгружают товары, влияют на спрос и предложение в городах, вставляют палки в колеса поездов конкурентам, вкладываются в технологии и борются с природными стихиями. В русском переводе Steam не встречается, но это повод для еще одного испытания: прежде чем сесть играть, извольте потрудиться перевести на родной язык правила. Они несложные, а пословица «Сделал дел — гуляй смело» актуальна всегда.
Тот же принцип железнодорожных войн положен в основу игры «Билет на поезд», посвященной не столько экономике, сколько страноведению: в разных редакциях этой настольной стратегии полем боя служат то штаты Америки, то страны Европы. Купив билет на этот поезд, можно быть уверенным: мимо станций «Пространственное мышление», «Конкурентоспособность» и «Сложная арифметика» ребенок не проедет.
4. Classs Wargames
После охвативших Америку и Европу молодежных волнений 1968 года французский философ Ги Дебор сел за трактат «Игра в войну» — тщательное исследование логики конфликтов разных классов и закономерностей, позволяющих одиночкам заражать своими идеями все общество. К научному труду прилагалась настольная игра, основанная на учебных моделях воевавшего с Наполеоном прусского полководца Карла Клаузевица. Развитием этого боевого симулятора и увлеклась арт-группа Class Wargames.
Есть огромная карта, поделенная на клетки, а на ней — горы, крепости, арсеналы, пехота, кавалерия, артиллерия и фигурки генералов. Задача игрока — захватить вражеские командные пункты. За ход можно передвинуть лишь несколько соединений. Эффективность войск растет, когда они объединены в группировки, и падает, если разорвана линия связи с генералом и частями снабжения. Близость союзников, форта и особенности местности могут давать преимущество, но залогом победы все равно является грамотное руководство средствами коммуникации, а не самой армией. Игра может закончиться за вечер, а может растянуться на неделю, но нет никаких сомнений: вашего ребенка ждет серия запоминающихся уроков авантюризма, ответственности, концентрации, психологии и конкуренции.
5. «Пандемия» (Pandemic)
Если предыдущие игры учили конкурировать, то эта прививает навыки работы в команде. Сюжет не связан с бизнесом: вместо того чтобы зарабатывать доллары, приходится спасать Землю от четырех эпидемий. Перед началом игры участники вслепую тянут карты с ролями исследователя, врача, организатора, диспетчера. Каждый персонаж обладает определенными бонусами: кто-то может строить научные станции, кто-то — оборудовать зоны карантина, кто-то — изобретать лекарства. С каждым ходом эпидемии поражают все новые города мира, поэтому героям приходится постоянно маневрировать. Здесь и возникают первые конфликты: время ограничено, планета вот-вот погибнет, неверный шаг одного игрока может стать причиной общего поражения. А поскольку одной очевидной стратегии победы над чумой не существует, в группе обязательно начнутся споры и борьба за лидерство.
Вот тут и нужно внимательно следить за поведением ребенка. Сумеет ли он признать свои ошибки и пожертвовать личными амбициями ради общего дела? Сможет ли сплотить вокруг себя остальных? Как справится с ролью исполнителя чужой воли? Опыт показывает: в такой напряженной игре сохранить лицо и взрослым-то не всегда по силам.
6. Sid Meier's Colonization
Стратегия «Колонизация» не только с лучшей во всей массовой культуре интонацией пересказывает великую историю заселения Нового Света, но и учит планировать свои действия на много ходов вперед. В этой игре побеждают не военачальники, а бизнесмены. Чтобы колонии выживали, необходимо налаживать сложные цепочки поставок продовольствия и материалов между поселениями. Еще сложнее в Colonization обстоят дела с управлением персоналом: чтобы города росли, приходится выписывать из Старого Света квалифицированных пекарей, миссионеров и офицеров, расставлять их на нужные позиции, доучивать и переучивать — буквально возиться с сотнями подчиненных!
Здесь вообще необходимо постоянно вести переговоры, участники которых — европейцы-конкуренты, индейские вожди, а то и собственный монарх! — даже не скрывают своего желания обобрать вас до нитки. А главное, в «Колонизации» можно проиграть, даже разобравшись с логистикой, человеческими ресурсами и дипломатией. Потому что этого мало — еще нужно уметь стратегически планировать развитие колоний на сто лет вперед, четко придерживаться своих намерений и концентрироваться на достижении целей.
7. Lemonade Stand
Придуманная еще в 1970-х для первых ЭВМ и впоследствии скопированная на всех возможных платформах игра про малый бизнес. Игрок держит киоск с лимонадом. Каждое утро приходится вкладывать деньги в рекламу в местной прессе, выставлять цену, определять объем производства и надеяться, что обойдется без дождя. Выручка, впрочем, зависит не только от погоды: игра доходчиво объясняет, что такое эластичность спроса, как реагируют на изменение цены лояльные клиенты, куда приводит чрезмерная реклама без должных производственных мощностей и тому подобные базовые понятия. Вдобавок ребенок быстро освоит терминологию и принципы американского бухучета. Flash-версии симулятора легко найти в Интернете, а для ПК, Mac и мобильных телефонов разработан красочный клон Lemonade Tycoon.
Навыки Lemonade Stand позже можно будет применить в похожей по механике, но в тысячу раз более сложной российской онлайн-игре BusinessBattle. Она проходит всего раз в год и рассчитана на студентов и аспирантов, но взрослеть раньше времени и нарушать правила — тоже полезный опыт.
8. Political Machine
Выходящий раз в четыре года — последний релиз был летом 2008-го — симулятор предвыборной борьбы демократов и республиканцев в США. Игра страшно ироничная по отношению к американской системе (такое ощущение, будто ее продюсировал автор «9/11» и «Боулинга для Коломбины» Майкл Мур), и в то же время невероятно продуманная, внимательная к деталям и сложная. Чтобы победить в предвыборной гонке, нужно проявить чудеса концентрации. Необходимо находить общий язык с дюжиной советников, лавировать между требованиями социальных групп, учиться нравиться всем и каждому, ничего конкретного не обещая в обмен на поддержку, учитывать специфику каждого из штатов, и толково распределять далеко не безграничные ресурсы.
При этом большую часть времени предстоит провести, изучая цифры: статьи расходов и взносы сторонников, различные рейтинги и демографию штатов, результаты экзитполов и праймериз. Причем в отчеты действительно приходится вникать: без понимания явных и неявных закономерностей между данными здесь делать нечего.
9. Grand Theft Auto: Chinatown Wars
Если «Крестный отец» — один из лучших фильмов о ведении дел, то и гангстерские видеоигры — тоже толковый бизнес-самоучитель. В 1990-х невероятной популярностью пользовалась финская стратегическая серия Gangsters, напоминавшая «Монополию» для бандитов и трогательно рифмовавшаяся с реалиями российской экономики. А сегодня существует ее достойная альтернатива — Grand Theft Auto: Chinatown Wars. Это не совсем стратегия: как и в любой другой GTA, здесь много времени уделяется угону машин, перестрелкам и набиванию татуировок. Но в то же время это вполне достоверный симулятор сбыта товаров на перспективном рынке и в очень враждебной среде. То маленькое обстоятельство, что вместо велосипедов китайская мафия пытается заполонить виртуальный Нью-Йорк наркотиками, значения не имеет.
10. Europa Universalis
Коллекция сложнейших стратегических игр на все случаи жизни — и для тех, кто хочет воевать за Древний Рим, и для самураев, и для горячих поклонников Наполеона. Карта мира поделена на сотни секторов-провинций, о каждой из которых необходимо сосредоточенно думать. Нужно строить города, тренировать армии, налаживать инфраструктуру, заботиться об уровне жизни населения, тихонько поднимать налоги, гасить религиозные конфликты, изобретать, торговать, модернизировать. И тягаться силами с соседями: аннексировать зависимые государства и ассимилировать малые народы, вступать в военные союзы и заключать династические браки, давать взятки, использовать шпионов и даже наемных убийц.
Главная особенность серии Europa Universalis в том, что она протекает в режиме реального времени. По карте мира одновременно движутся сотни армий, то тут, то там вспыхивают восстания и эпидемии чумы, решения приходится принимать под сильным стрессом. Это хороший опыт, но, если хочется заниматься всем тем же, только в спокойном ритме, стоит обратить внимание на серию пошаговых стратегий Total War. Она даже умнее: кроме глобальной карты государств, в ней есть тактический режим для битв, проверяющий навыки оперативного управления.