Международная исследовательская компания EIU включила в рейтинг The Globe Shopper City Index-Europe 33 города. Компания оценивала привлекательность городов для шопинг-туризма по нескольким категориям, включая количество магазинов и крупных торговых центров, курс национальной валюты к основным мировым, время работы магазинов, предоставление скидок и т. д. Компания составила такой рейтинг впервые. В EIU отмечают, что шопинг играет огромную роль при выборе туристом места, куда поехать и потратить деньги. При этом наиболее привлекательной для шопинга является Европа. По данным ВТО, почти половина (44%) мировых туристических продаж приходится именно на Европу.
Первое место в рейтинге занял Лондон, на втором — Мадрид, на третьем — Барселона. Киев, хоть и вошел в рейтинг, занял в нем только 27-ю позицию. Однако смог при этом опередить Варшаву (28-е место) и Санкт-Петербург (29-е). Значительно вырваться вперед удалось ближайшему соседу — Москве: город занял 19-ю позицию. Из пяти критериев, по которым производилась оценка привлекательности, Киев в двух показал наилучшие результаты. Эксперты EIU отмечают, что киевские магазины часто предлагают скидки и работают допоздна. При этом в Киеве наблюдается самый длинный период дисконтов — около 12 недель. Но статистику городу подпортили нехватка отелей и недостаточное развитие транспортной инфраструктуры — Киев занял 33-е место в соответствующей категории.
В Киеве практически все сети работают в выходные и около 12 часов в сутки в отличие от многих других европейских стран, отмечают участники рынка. «Для покупателей это большой плюс,- говорит совладелец одежной сети Maratex (сети Esprit, Peacocks, Aldo и другие) Дмитрий Ермоленко.- Если говорить о скидках, то они популярны в киевских магазинах. Но начальная цена товара здесь на 20-30% выше, чем стоимость аналогичного товара в европейских странах. Это связано с налогами, затратами на логистику и растаможивание товара и прочими расходами». По его словам, сезон скидок позволяет ценам в некоторых категориях товаров сравняться с европейскими.
Впрочем, аналитики EIU рекомендуют туристам, выбирающим экономную поездку, ориентироваться не на наиболее популярные шопинг-маршруты. В этом отношении наилучшие города в Восточной и Юго-Восточной Европе — Киев, София, Братислава, Бухарест и Белград. В них, как показывает исследование, существенная разница в ценах на товары и услуги по сравнению с другими европейскими городами. Так, например, поездка на такси в Женеве стоит в 17 раз дороже, чем в Киеве, а цена номера в двухзвездной гостинице Парижа в 3 раза выше, чем в Бухаресте и Софии.