ЧТО БУДЕТ С ЦЕНАМИ
Недавно правительство и нардепы сняли ограничения на экспорт зерна (кроме ячменя) за рубеж, и теперь можно ожидать пополнения запасов валютной выручки. А это поможет удержать курс. Тем более, что спрос на зерновые сейчас растет, поскольку ряд стран, например, Саудовская Аравия, отказались от их собственного производства, а другие сильно пострадали от стихийных бедствий (например, Австралия, пережившая сильнейшее наводнение). Больше выручить удастся за кукурузу. «Мировая цена на нее высокая и предложений немного. С пшеницей ситуация иная — предложений больше, соответственно и цены ниже», — поясняет Лапа.
На внутреннем рынке можно ожидать снижения цен на крупы: гречку, овес, ячку. «Они уже падают (к примеру, гречка сейчас стоит почти вдвое дешевле, чем в прошлом году — около 9—12 гривен за кг.)», — отметил Верницкий. А вот хлеб дешеветь не будет. «Это социальный продукт, цена на который является предметом договоренности между производителями и местными властями. Цена на хлеб растет примерно на 10% в год, в соответствии с инфляцией», — говорит Верницкий. «Хотя зерно и дешевеет, зато дорожают другие составляющие (бензин и проч.), поэтому производители не снижают цену на хлеб», — добавил Лапа.
А вот мелким фермерам высокий урожай не очень выгоден. «Дело не в технологиях — спасибо погоде, уродило даже у тех, кто не особо тратился на удобрения. Но закупочные цены просто уничтожают наших фермеров!» — говорит фермер из Черниговщины Алексей Бутенко. Впрочем, эксперты говорят, что фермеры все время жалуются. «Закупочные цены сейчас выше на 10—15%, чем были в прошлом году», — говорит Верницкий. «Катастрофы для фермеров, у которых есть элеваторы, нет вообще — они просто придержат урожай, пока цены не выровняются», — считает Лапа.
ПЕРСПЕКТИВА
По поводу урожая-2012 уже много мрачных прогнозов, мол, он будет низким из-за сухой осени, и Украина может потерять до 30% посевов озимых. Но не все эксперты так пессимистичны. «Конечно, потенциально урожай будет ниже, чем в этом году, но это обычная цикличность. Ничего страшного пока не произошло — слаборазвитые всходы могут развиться, то, что погибнет, можно пересеять яровыми культурами», — говорит Верницкий.