Огромные демографические изменения произошли за последние 20 лет и в Украине: в 90-х годах возросла смертность, резко снизилась рождаемость. В настоящее время рождаемость выросла, но этого недостаточно, чтобы сбалансировать возрастную диспропорцию, существующую в Украине: сейчас у нас насчитывается 14 миллионов официально работающих граждан и 13 миллионов 700 тысяч пенсионеров. Получается, что на одного работающего — один пенсионер. При этом, по информации полугодовой давности, в Украине количество пенсионеров выросло на 60 тысяч, а налогоплательщиков сократилось на 400 тысяч. Понятно, что солидарная пенсионная система, при которой из доходов младших удерживается налог на пенсионные выплаты для старших, такой нагрузки не выдерживает. Необходимо, чтобы работали другие механизмы.
С 1 октября в Украине стартовала пенсионная реформа, согласно которой возраст выхода на пенсию женщин постепенно будет повышаться до 60 лет. Но это лишь небольшая часть изменений. Правительство давно готовит украинцев, в частности тех, кто младше 35 лет, к внедрению второго уровня пенсионной реформы — обязательным накоплениям в негосударственных пенсионных фондах в течение жизни (чтобы с выходом на пенсию человек получал две выплаты — от государства и собственноручно отложенные). Планируется, что этот уровень заработает тогда, когда бюджет Пенсионного фонда Украины будет бездефицитным.
По мнению президента Всеукраинской ассоциации консультационных и экспертных фирм «Укрконсалтинг» Олега Лиховида, уже не первый год занимающегося проблемами реформирования пенсионной системы и основавшего с коллегами общественную просветительскую программу «Академия пенсионной реформы», «неприятие накопительной пенсии среди населения происходит от незнания». Об этом и говорим с ним — откуда черпать оптимизм, думая о будущей старости, и какие существуют риски.
— Олег Эдуардович, вы утверждаете, что люди не воспринимают идею накопления средств на старость по причине неосведомленности. А может быть, из-за того, что не имеют что откладывать?
— Если человек получает даже 10 копеек, то одну он может сэкономить. То есть умея прожить на 10 копеек, на девять он тоже проживет, если поймет, что жить нужно не только сегодня, но и завтра и послезавтра — когда не будет и тех десяти копеек. Как бы мы бедно сегодня не жили, к сожалению, когда выйдем на пенсию, будем жить хуже, а вот работать не будет ни сил, ни возможностей. Возьмите животный мир: каким бы голодным год не был, любое животное запасается на зиму. Это абсолютно естественно.
— Невзирая на все заявления власти о движении в Европу и стандарты европейской жизни, вы считаете, что лет через 20—30 украинцы все равно будут плохо жить и с трудом выживать на пенсию?
— На государственную пенсию — да. То, что в Украине подняли пенсионный возраст, не реформа в полном смысле. Суть реформирования — не в увеличении возраста, потому что это так называемая параметрическая реформа, а в основательной перестройке, которая заключается в том, чтобы центр ответственности был перенесен с государства на человека. Государства в мире признали, что не в состоянии в дальнейшем обеспечивать людей пенсиями. Поэтому мы сможем жить хорошо, если психологически осознаем ответственность за свою пенсию...
Почему государства не могут? Если взять половозрастную диаграмму населения, то мы увидим, что за последнее столетие и десятилетие это была именно пирамида, расширяющаяся книзу, — чем младше поколение, тем больше таких людей. Если взглянуть на пирамиду, существующую сейчас, то тех, кто рождается, становится меньше. А солидарная система, которую имеем в настоящее время в Украине, основывается на принципе финансовой пирамиды: тот, кто пришел раньше, получит за счет средств (взносов) тех, кто придет позже (мы, работающие, платим своими взносами пенсии пенсионерам — не себе накапливаем). И пока тех, кто пришел позже, больше, пирамида устойчивая. Мы оказались заложниками того, что будущие поколения будут тоже так платить. Но когда пирамида перевернулась, то стало невозможно финансировать солидарную систему.