Таковы результаты исследования, проведенного после того, как Нацбанк своим постановлением обязал финансовые учреждения собирать эту информацию о клиентах.
В октябре и в начале ноября киевские предприятия и организации начали получать письма от банков, которые обслуживают их зарплатные счета.
Финансовые учреждения в вежливой форме просят всех своих зарплатных клиентов заполнить анкеты, где среди прочего — указать свое имущество и счета в других банках, а также рассказать, занимаются ли они публичной деятельностью.
Банки ссылаются на изменения к закону «О предотвращении легализации преступных доходов» и соответствующее постановление Н БУ.
В постановлении Нацбанка говорится о том, что банки обязаны включить в свои анкеты вопросы о том, относится ли клиент к публичным личностям или связан с ними, и имеет ли он «контролера» (речь идет о доверенных лицах и финансовых советниках).
НБУ обязал банки собрать данные об их клиентах до 22 октября, но банки не успели, и срок сбора анкет был продлен.
По данным Радио «Свобода», у того, кто желает открыть депозит, требуют рассказать о своем имущественном состоянии и публичной деятельности две трети опрошенных банков.
У того, кто хочет взять кредит, требуют ответить на все вопросы анкеты НБУ 85% от проверенных финансовых учреждений.
Каждый пятый банк готов принять средства на депозит, не спрашивая у клиента о публичной деятельности.
И лишь один банк из всех проверенных согласился открыть депозит только по паспорту и идентификационному коду и предоставить кредит без вопросов об общественной активности.
Журналисты выяснили интересную закономерность: все банки с иностранным капиталом требовали заполнения анкет.
Их работники в неофициальных разговорах объясняют, что таким образом материнский банк перестраховывается, чтоб его филиал в Украине не имел проблем с властью.
С другой стороны, всеми немногочисленными банками, которые не задают клиентам личных вопросов, владеют украинцы, приближенные к действующей власти.
Когда же корреспондент говорил, что не хочет так много рассказывать о себе, в половине случаев работники банков неофициально советовали ему просто написать, что он не является публичным деятелем, и не имеет никакого ценного имущества.