Директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин:

«Как по мне, Центробанк Украины теряет надлежащий контроль над состоянием валютной политики в стране. К сожалению, вопрос «рублеизации» украинской экономики поднимается не впервые.

Переход на российские рубли для расчета мне представляется очень бесперспективным и нежелательным для украинской экономики. Это связанно с неустойчивостью российской экономики, поэтому «цепляться» к ней не стоит. Рубль — это неустойчивая валюта, если посмотреть на динамику за последние три-четыре месяца, то увидим, что колебание рубля зависит от колебания цен на ту же самую нефть на международных рынках. Если мы каким-то образом привязываемся или ориентируемся на рубль, то сразу же берем на себя валютные риски, связанные с ним. Это первый момент.

Что касается второго момента, он связан с тем, что Украина имеет значительный дефицит в торговле с Россией. Если бы у нас этих рублей было достаточно, то, возможно, был бы какой-то смысл переходить в расчетах на рубли. Но у нас их нет, зато есть большой дефицит. Это значит, что для расчета мы будем вынуждены увеличить долговую зависимость от России. Во-первых, как свидетельствует опыт, долговые позиции от России имеют не столько экономическую, сколько политическую привязку. Во-вторых, российские долги будут для нас дороже, чем те же самые, к примеру, долларовые, поскольку российские ставки гораздо выше. По сути, мы берем на себя не только девальвационные риски гривны и рубля, но и инфляционные риски российской экономики.

Поэтому никакого выигрыша я не вижу. Такими действиями, имею в виду ту же привязку к Таможенному союзу, в который Россия хочет завлечь Украину, усиление «рублеизации» украинской экономики, нашу страну пытаются вовлечь в российскую орбиту».

 

Экс-министр топлива и энергетики Украины Юрий Продан:

«Переход НАК «Нефтегаз Украина» на российские рубли для расчета за газ скорее всего связан с определенным наличием и возможностями Нацбанка иметь эти рубли. Думаю, в такой ситуации министерство финансов старается каким-то образом оптимизировать расчеты и влиять на ситуацию на валютном рынке».

 

 

 

Старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь:

«Эта новость привлекательна с политической точки зрения, поэтому о ней так много говорят. Хочу заметить, что такого перехода еще нет. Давайте посмотрим на первоисточник новости — пресс-релиз НБУ. В нем говорится о возможностях, подчеркну — не об обязательствах, а о возможностях осуществления расчетов в рублях за употребленный Украиной газ. Пока никаких существенных изменений мы не видим. Вот когда проведут хотя бы один платеж в рублях — тогда конкретней можно будет говорить на данную тему. Сейчас не исключено, что 1% все же будет выплачиваться в рублях.

Никаких критических последствий я не ожидаю. Надо помнить, что украинская гривна фактически остается привязанной к доллару США. Российский рубль, в свою очередь, привязан в значительной степени к цене на нефть, а также к корзине, которая состоит из евро и доллара США. Если учитывать, что существенных колебаний цены на нефть не ожидается, а также не ожидается существенных колебаний гривны по отношению к доллару, то видим, что обе валюты привязаны к доллару. Поэтому переход от одной к другой на самом деле ничего не означает. На сегодняшний день вырисовывается такая картина: «Нефтегаз» дает «Газпрому» доллары, «Газпром» на российском рынке меняет их на рубли и платит этими рублями налоги и сборы, которые идут в российский бюджет.

Сейчас предлагается то же, только не «Газпром» будет менять доллары на российском рынке, а «Нефтегаз». Последний будет продавать доллары, покупать рубли и ими расплачиваться с «Газпромом», а тот, в свою очередь, будет расплачиваться по своим налогам и обязательствам перед бюджетом в тех же рублях. Схема сдвигается на одного, вот и все».

Опрос подготовила Елена Куцая