Фонд стабильности EFSF был учрежден решением правительств стран еврозоны в мае 2010 г. после того, как Греция оказалась на грани суверенного банкротства и возник риск повторения греческих проблем в других странах еврозоны, обремененных большими долгами.«Последнее может произойти лишь при реализации маловероятного в настоящее время сценария, если государства — получатели кредитов EFSF допустят дефолт по обязательствам перед фондом, что вызовет активацию гарантий», — отмечается в сообщении S&P.
Фонд стабильности EFSF был учрежден решением правительств стран еврозоны в мае 2010 г. после того, как Греция оказалась на грани суверенного банкротства и возник риск повторения греческих проблем в других странах еврозоны, обремененных большими долгами. Соответствующее юридическое лицо было зарегистрировано в Люксембурге в июне 2010 г., его пайщиками выступают все страны Европейского валютного союза. EFSF уполномочен выпускать облигации под гарантии членов еврозоны. Средства от выпуска направляются на кредитование проблемных стран блока (в настоящее время такими кризисными заемщиками выступают Ирландия и Португалия).
В настоящее время общий максимальный размер суверенных гарантий для EFSF составляет 780 млрд евро, что, согласно уставу фонда, ставит его кредитный потенциал на отметку 440 млрд евро (именно на такую сумму фонд может выпустить облигации в пользу проблемных стран). После выхода из гарантийного механизма Греции, Ирландии и Португалии наибольший вклад в обеспечение фонда гарантиями вносят Германия (29,1%), Франция (21,8%), Италия (19,2%), Испания (12,8%). При этом Италия и Испания сами могут стать жертвами недоверия на долговых рынках, а Франция рискует лишиться высшего кредитного рейтинга AAA из-за проблем национального банковского сектора.
В конце октября лидеры еврозоны одобрили увеличение кредитных возможностей EFSF до 1 трлн евро без увеличения суверенных гарантий либо обращения к ресурсам Европейского центробанка. Предполагается, что ресурсы фонда будут усилены за счет привлечения частных инвесторов через две модели — частичное страхование фондом новых долговых выпусков проблемных стран и создание SPV-компаний для финансирования деятельности EFSF при участии частного капитала.