Каковы будут последствия нового кризиса, откуда исходит угроза? Какие государства смогут выстоять, а кто — рухнет и других потянет на дно? Прогнозы — разные. Едины ученые только в одном: во многих европейских столицах непозволительно расслабились. Стабилизировав экономику после недавних потрясений, масштабных реформ ни ЕС, ни США так и не провели. Жизнь в ожидании кризиса — в сюжете наших корреспондентов.

На продукты у мисс Кэтти есть всего лишь 20 долларов в неделю.

Вот она и ходит в магазины с калькулятором, чтобы лишнего цента не потратить. Бизнес-леди, которая ни в чём не нуждалась, внезапно осталась без работы. Сбережений не делала, жила одним днём, на кредитных карточках — долги.  И теперь на пособие от государства  женщина не может купить даже самого необходимого.

— 29 долларов? Две упаковки выложите — мне не хватит денег.

Кризис вроде бы и закончился, но уровень безработицы в США растет неумолимо. В магазине, где торгуют уцененными продуктами, от каждого второго посетителя теперь слышишь одну и ту же историю. Блестящая карьера, жизнь на широкую ногу. А потом — email с работы — «в Ваших услугах мы больше не нуждаемся».

Кэтти Демерот, жертва экономического кризиса:

Я даже мяса теперь не могу купить каждый день — беру лишь раз в неделю…

Каждый десятый американец сейчас на пособии. По словам экспертов, это — основной фактор, из-за которого экономика страны — стала уязвимой. В Белом доме потратили миллиарды, чтобы не дать лопнуть банкам. Финансовая система выстояла. Но безработица вот-вот сведет на нет все усилия. Здесь цепная реакция: лишившись работы, люди куда меньше тратят — а значит — казна недополучает налогов. Перестают рассчитываться за кредиты — и это провоцирует новый банковский кризис. Долг американцев по кредитным карточкам — уже достиг двух с половиной триллионов долларов! В МФВ говорят — рост безработицы вполне способен спровоцировать новую волну кризиса в мире.

Герри Райс, официальный представитель МВФ:

Прогнозы всё более мрачные. Ситуация в мировой экономике — негативная. Даже за последние несколько недель финансовые показатели ухудшились. Самый серьезный риск — замедлился рост экономики. А он просто невозможен, если не появятся рабочие места.

Но акулы бизнеса к этим предупреждениям глухи. Крупнейшие концерны сворачивают производства по всему миру, и в первую очередь — в Европе. Владелец украинской «Криворожстали», сталелитейный холдинг «АрцелорМиттал» недавно закрыл заводы в Германии и Франции. А сейчас — погасил две доменные печи и в бельгийском Льеже.

— Я работал на этом заводе всю свою жизнь. Вон там был мой цех, 25 лет я здесь отпахал.

Вместе с механиком Андрэ на улице оказались более тысячи сталеваров, еще три тысячи человек — уволили из компаний-подрядчиков.

Андрэ Майересс, механик закрытого сталелитейного завода:

Я боюсь будущего, моему ребенку сейчас 16 лет. Не знаю, что его ждет завтра. Работы нет. Мы просим европейских политиков — помогите нашим предприятиям! А они спасают только финансистов — банки, которые и без того живут неплохо.

Эксперты говорят — если первый кризис начинался в Америке, то вторая волна возникнет скорее из-за европейского «букета проблем». Сразу нескольким странам грозит дефолт. Долги, падение производства, снижение налоговых поступлений. У Евросоюза пока еще есть стабилизационный фонд, но при нынешней ситуации его даже на год не хватит.

Питер Клеппе, экономист, глава брюссельского офиса OPEN EUROPE:

Первый сектор, который пострадает от кризиса — это, конечно, финансовый. Его уже давно искусственно удерживают от обвала. Это — основа для всех отраслей экономики — и скоро по цепочке они начнут сыпаться. Стоит ждать эффекта домино — это только вопрос времени.

Мнение, которое существует в Брюсселе — Грецию ждет дефолт. И если Афинам снова и снова давать в долг, они потянут за собой всю Европу. В зоне риска — Ирландия и Португалия. Эти страны нужно попросить из Еврозоны — чтобы спасти экономику всех остальных.

На Туманном Альбионе и сами готовы попрощаться с Евросоюзом. В Великобритании — бурная кампания за выход страны из ЕС. Уже собрано более ста тысяч подписей за проведение референдума. Но депутаты парламента попытку провести опрос пока «провалили». Хотя уже сам факт голосования евроскептики считают достижением. Эдвард Спелтон — уже 35 лет борется за развод Лондона с Брюсселем. Говорит: еще никогда не был так близок к успеху.

Эдвард Спелтон, замглавы Кампании за независимую Британию:

Рано или поздно это произойдет — Евросоюз сам развалится. Потому что он банкрот. Они пытаются собрать все в кучу, но это удастся им на пару лет. Потому что удержать в одной упряжке такие разные страны как Германия и Греция — в одной финансовой системе — просто невозможно.

А еще — по заявлениям Всемирного банка — мировую экономику расшатывают растущие цены на продовольствие и нефть. За чертой бедности могут оказаться 5-ть миллионов человек.

От стоимости нефти зависит и экономика России. Стоит ей подешеветь, как сразу подорожает самое необходимое.

Алексей Власов — генеральный директор Центра по изучению постсоветского пространства:

Все подорожает. Инфляция сразу возникнет. Вырастет проблема для простого человека, потому что на его зарплату в 30 тысяч — в два раза меньше вместо того, что он может купить сейчас.

Москвич Мелик Галастян до сих пор приходит в себя после первой волны. Пришлось закрыть бизнес — и чтобы прокормить семью — он стал работать таксистом. Крутит баранку до позднего вечера, иногда даже ночует в машине, но заработка едва хватает.

Мелик Галастян — таксист:

Наш дом — вот эта машина. Семью видим мало. Даже не знаешь, на какие деньги верить. Доллары не верю, евро не верю. Слава тебе Господи, рубли попадают, на эти рубли — хлеб, че-нибудь покупаешь, семью как-то держу, и то спасибо. А второй кризис точно будет.

Похоже, в этом уверены по ту сторону океана. Показательный пример — в Соединенных штатах от столицы до маленьких городков стали открываться скупки золота.

В условиях, когда ни евро ни, тем более, доллару, уже нельзя стопроцентно доверять, американцы стараются сделать запасы благородного металла. В прессе даже пишут о новой «золотой лихорадке», которая охватила и Нью Йорк и Вашингтон. 

Лихорадит и биржи. В условиях неопределенности, люди — создают панику на финансовом рынке, бросаясь то скупать, то продавать акции. Бизнес — сворачивает производство, хотя мог бы помочь росту экономики. Страны пытаются «закрыться» от соседей, хоть экономика и связана неразрывно. Каждый старается выжить в одиночку. И в этом финансовые эксперты видят самую большую проблему. И говорят — новая волна кризиса неизбежна только в том случае, если люди сами, уже сейчас, пускают его в свою жизнь.