В недавней телефонной конференции с командой исследователей The Casey Report, мы вновь попытались коллективно представить какая ситуация махинация правительственная манипуляция может вогнать кол в сердце золота.
Для начала возможно предположить, что для полного разворота золотого быка следующие условия должны появиться в экономике:
Должен прекратиться финансовый кризис, а это будет означать, что:
Уровень начнет падать и серьезно — каждый месяц должно добавляться, а не теряться, 300 тыс рабочих мест.Стабилизируется рынок жилья. Количество ипотечных банкротств и отъемов домов должно сократиться до нормального уровня (и не потому, что банки откладывают процессы по юридическим причинам, как это происходит сейчас), а продаж вырасти. Государственные дефициты должны быть резко сокращены и продолжать сокращаться.Должно окончиться любое количественное смягчение.Объем ВВП должен стабилизироваться и начать расти, опираясь на рост в частном секторе, а не на программы правительства, которые столь важны сегодня.
Реальные процентные ставки, то есть доходность, которую вы получаете за вычетом уровня инфляции (не придуманные правительством цифры) должны быть уверенно позитивными. Что, конечно же, является большой проблемой, учитывая огромные размеры непогашенного долга. Растущие ставки породят еще большее его количество.
Денежная база страны должна сокращаться, а не взмывать ввысь, как это происходит последние несколько лет. График от The Casey Report, созданный несколько месяцев назад, демонстрирует динамику безудержного печатания и причины силы золота в сравнении.
График: Центральные банки продали небольшое количество золота, но произвели агрессивное наращивание бумажных резервов. Красная линия — золото в млн унций, синяя — объём резервов в млн долларов.
В этом списке есть и другие условия, необходимые для прекращения бычьего рынка золота. Например, политики по всему миру должны найти смелость и начать принимать меры, которые будут очень непопулярны у избирателей, давшим им их должности. А именно радикально сократить масштаб и стоимость государства, включая все субсидии и сервисы, которые препятствуют Великому сжатию. Этот новый редкий вид политика должен будет удержаться у власти достаточно долго, чтобы завершить начатое, так как это необходимо для возвращения стабильности.
Конечно, обязательным условием сохранения такими политиками своих мест, несмотря на принятие очень непопулярных сокращений правительственных расходов, станет изменение психологии избирателей, принятие ими давно забытого стоицизма и их готовность терпеть трудности, не держась за юбку правительства. Обратное произошло недавно со студентами в Лондоне, начавшими ломать и крушить из-за предложения по сокращению образовательных субсидий.
К тому же правительства должны отступить от края полномасштабных валютных войн и возвратить доверие, отбросив существующие монетарные системы в пользу чего-то более ограничивающего. Если возвращение к монетарной трезвости не произойдет, то платежные средства, по сравнению с которыми золото так выгодно выглядит в последние несколько лет, продолжат слабеть, а золото продолжит свой рост.
Затем есть проблемы энергии. Подъем цивилизации к относительному процветанию напрямую связан с доступностью дешевой энергии. В текущей ситуации и в противоположность утопическому видению зеленого энергетического будущего нам нужно много этих грязных углеводородов, если мы хотим избежать серьезных экономических проблем, которые, в свою очередь, заставляют министерство финансов и ФРС бросать деньги в топку.
Нравится вам это или нет, но нельзя отрицать, что уголь, нефть и ядерное топливо — это проверенные источники энергии. Без сомнения, следует использовать новейшие технологии для устранения негативных побочных эффектов, но это не должно препятствовать их использованию и разработке. Это означает, что правительство должно положить многие новые «зеленые» правила и ограничения на полку до того момента в будущем, когда мы их сможем себе позволить. Нефть упорно рвется назад к 100$ за баррель, так что сейчас не время для инноваций.
Даже этот неполный список препятствий, которые необходимо преодолеть для окончания кризиса и прекращение бычьего рынка золота, показывает те сложности, с которыми столкнутся государства всего мира, если они решат прекратить порчу валюты. Или, другими словами, им придется прекратить дефолтную практику использования поддельных денег для покупки следующего дня, месяца и выборов.
Это «легкий» путь, по сравнению с тяжелейшей работой, необходимой для того, чтобы повернуть часы назад и прекратить рост правительства, требующий постоянной порчи валюты.
И как бы мы не старались, а мы очень стараемся, но мы все равно неизбежно возвращаемся к мысли о том, что правительство сегодня находится между молотом и наковальней. В результате, потеря доверия к правительству и его деньгам, что демонстрируется ростом цен на золото, скорее всего, значительно усилится. Это неприятный сценарий, и даже тем из нас, кто позаботился о защите своих активов, не понравится мир, в котором золото будет стоить 3000$ за унцию или еще больше.
Гиперинфляция в Германии даже после своего окончания подготовила приход к власти Гитлера. Другими словами, все возможно.
Так что же может заставить цены на золото упасть?
В конце 1970-х глава ФРС Пол Волькер (PaulVolcker), размахивая топором из-за высоких процентных ставок, отрубил голову золотому быку. Я прекрасно помню, что до того момента, когда он стал применять свои драконовские меры, рынок считал, что золото может еще больше вырасти. Его крайние меры изменили эти представления буквально в мгновение ока. Это меня пугает, так как сегодня царит схожее, хотя и не так широко распространенное мнение.
Я хочу поделиться с вами парой нетрадиционных соображений по поводу того, как американское правительство может торпедировать рост золота сегодня, как это в свое время сделал Волькер. Что касается остального мира, то теперь каждый за себя.
Прямой долговой дефолт. В этом сценарии Дядя Сэм просыпается одним прекрасным утром и объявляет, что казначейские облигации будут с этого момента выкупаться за несколько центов на доллар. Чтобы уменьшить внутренние политические проблемы, он объявит, что американские держатели долга получат больше, чем иностранцы, или, возможно, он уменьшит ценность долга тех иностранцев, кого заклеймит валютными манипуляторами. У таких крайних мер есть исторические прецеденты, и, за исключением некоторых недолговременных негативных последствий, страны, пережившие дефолт, серьезно не пострадали. Примером могут служить Россия и Аргентина, у которых отношение долга к ВВП сегодня меньше 10%, одно из самых низких в мире. Вместе с решением долговой проблемы правительство могло бы ввести новый режим строгой экономии и выпустить новый доллар с по-крайней мере частичным обеспечением.
Таким образом, проблема решена и золото падает вниз. Устав от назойливых золотых «стражей», Дядя Сэм просто запрещает владение золотом. Так раньше уже бывало. Но что случится с ценой на золото в этом сценарии? Говорит наш Терри Коксон (Terry Coxon).
Запрет заставит продать американцев, владеющих золотом, что само по себе раздавит цену. Однако, я бы поставил на рост цены, так как запрет стал бы сигналом для остального мира, что спонсоры доллара слетели с катушек.
Может быть, международный консорциум наций мог бы принять решение о запрете золота, как сейчас запрещают героин? Маловероятно, но отчаянные времена требуют отчаянных мер.
Америка принимает золотой стандарт. В этом сценарии, Дядя Сэм прижат спиной к стене и соглашается привязать доллар к золоту по какой-то фиксированной цене. Тревога по поводу неограниченных правительственных расходов спадет, и золото может торговаться по фиксированной цене в ожидании дальнейшего развития событий. Конечно, что это будет за цена можно только гадать, хотя она определенно будет значительно выше, чем сегодня.
Наш Марин Катуса (Marin Katusa) разглядел трюк, который может быть использован, реши Америка вернуться к золотому стандарту — национализация всех золотых запасов страны, а затем использовать предполагаемые ресурсы в земле в качестве обеспечения валюты. Интересная мысль, ведь это позволит значительно уменьшить цену на золото, необходимую для полного обеспечения доллара.
Хотя каждый из трех сценариев подразумевает дополнительные последствия, они могут все-таки пройти тест политической приемлемости, которая в нашем мире, очень важна.
К сожалению, только первый сценарий — прямой дефолт — поможет решить гигантскую долговую проблему, так мучающую мировую экономику. Только дефолт позволит правительству прекратить безумную монетизацию и дефицитное финансирование.
В общем, трудно представить, что правительству удастся выйти из этой ситуации без того, чтобы страна, а с ней и весь мир не пережили крах исторических масштабов.