Эксперты оценили основные варианты газового компромисса с Россией.
В разгар судебного процесса над Юлией Тимошенко (которой вменяют ответственность за последние газовые договоры) премьер Николай Азаров заявил, что Киев изучает вопрос о расторжении газовых контрактов с Россией в судебном порядке. А президент Виктор Янукович подтвердил, что материалы для подачи в суд по газовым контрактам с Россией фактически готовы. Украина не допустит какого-либо давления в ходе газовых переговоров, подчеркивал глава государства.
Российские власти отнеслись к этим заявлениям прохладно. Как отметила пресс-секретарь российского президента Наталья Тимакова, Россия готова отстаивать свою позицию по газовому контракту с Украиной даже в суде.
Были ли угрозы пойти в суд методом давления на противника или властям просто не хватило сил довести дело до конца — не ясно, но Украина все же отказалась от судебных разбирательств. «Мы будем менять действующие договоры исключительно в ходе переговоров», — подчеркнул министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко.
Среди наиболее вероятных версий решения газового спора называют создание консорциума по управлению ГТС и вхождение в Таможенный союз. В любом случае, говорят эксперты, компромисс будет не в пользу Украины.
Консорциум vs союз
России интересны оба варианта, считает директор департамента Due Diligence 2К Аудит — Деловые Консультации/Морисон Интернешнл Александр Шток. «Учитывая объем товарооборота с Украиной, расширение Таможенного союза за счет Киева значительно укрепит объединение и сделает его более эффективным и привлекательным для потенциальных участников союза. ТС с Украиной и без — это два очень разных объединения», — указывает он.
По словам эксперта, вариант управления ГТС Украины также интересен Газпрому, и это является приоритетной целью российского газового монополиста. «Однако пока не ясно, в каком формате возможно создание консорциума. Маловероятно, что Украина согласится отдать контроль над трубой. К тому же ранее рассматривался вариант с участием не только Газпрома, но и европейских партнеров, что еще больше размоет долю Газпрома в случае создания консорциума», — подчеркивает Шток.
Вместе с тем, аналитик Института экономических исследований Ирина Коссе наиболее вероятным и предпочтительным считает первый сценарий — создание консорциума. Она объясняет это тем, что в случае вхождения в Таможенный союз Украине, в том числе, придется пересматривать большое количество двусторонних соглашений, не говоря уже о заявленной ориентации на Европейский Союз, а также угрозах потери экономической самостоятельности и снижения транзитных доходов.
«Да, Украина может получить существенную скидку на цену импортируемого газа на ближайшие несколько лет, но тем самым она нарушит свои обязательства по Энергетическому сообществу, усилится политическое влияние России. В среднесрочной перспективе Россия может монополизировать внутренний газовый рынок и постепенно увеличить импортные цены на газ. Примером может служить Беларусь», — предупреждает эксперт.
В случае же создания консорциума, говорит Коссе, российская компания (или компании) будут частично владеть активами на территории Украины, но подчиняться правилам Третьего энергетического пакета. «Для Украины этот вариант будет выгоден только в долгосрочной перспективе — увеличится конкуренция на газовом рынке и уравновесятся цены. Но в краткосрочной перспективе, без существенной скидки правительство Украины будет вынуждено более резко повышать цены на газ для потребителей», — считает она.
Управляющий партнер юридической компании Moris Group Андрей Романчук констатирует, что на сегодняшний день самым обсуждаемым вариантом является создание именно консорциума или другой совместной формы участия в управлении ГТС. «И в первую очередь не с целью ее модернизации, а с целью получения над ней соответствующего юридически закрепленного и гарантированного контроля. Уже вторичным фактором является ее модернизация и улучшение технологического состояния», — считает эксперт.
По мнению Романчука, для России получение такого контроля является ключевым даже не с точки зрения обеспечения бесперебойных поставок газа для европейских контрагентов, а с позиции политической и экономической капитализации. «Очевидно, что принятие такого решения лежит исключительно в политической плоскости и будет приниматься Украиной, учитывая развитие событий и отношений с Европейским Союзом», — добавляет он.
Альтернативный вариант
Довольно вероятным, однако не очень эффективным является сценарий многоступенчатых договоренностей, которые будут сопровождаться пакетом разноплановых соглашений, говорит Романчук. «Но Украина, как правило, показывает низкий уровень в таких переговорах, поэтому надеяться на какой-то серьезный положительный результат не приходится», — констатирует эксперт.
По мнению Коссе, в качестве альтернативы может рассматриваться сложный, но перспективный вариант: снижение энергетической зависимости от России. Речь идет об увеличении собственной добычи, развитии добычи нетрадиционных ресурсов (сланцевый газ), диверсификации поставок (сжиженный природный газ), снижении потребления (например, за счет перехода на уголь или электроэнергию), повышение энергоэффективности промышленности.
«Но все эти мероприятия сталкиваются с определёнными проблемами, и быстро снизить объем закупок российского газа Украина не сможет», — говорит она.
Наиболее эффективным сценарием мог бы стать вариант публичного привлечения международных инвесторов в корпоративную структуру Нефтегаза, указывает Романчук. «Таким образом, Украина создает абсолютно прозрачную компанию, сохраняет контроль над газотранспортными активами, получает серьезную финансовую инъекцию, которую направляет на модернизацию системы. Кроме этого, проведя IPO, государство значительно бы увеличило уровень доверия инвесторов в целом», — полагает эксперт.
Такая модель, уверен Романчук, была бы достаточной гарантией и для России, и для Европы. «Однако упомянутый сценарий практически исключает любые манипуляции в управлении компанией, поэтому он вряд ли будет положительно воспринят Украиной, и не исключено, что натолкнется на препятствия со стороны России», — подытожил управляющий партнер Moris Group.
Успеть до зимы
Украина и Россия смогут определиться в вопросе газовых соглашений до конца года, считает аналитик Института экономических исследований Ирина Коссе.
При этом после обострения отношений с Евросоюзом у Украины остается все меньше козырей для переговоров с Россией. «Поэтому, скорее всего, новое соглашение будет содержать уступки со стороны Украины. Эти уступки могут касаться как условий транзита, так и ГТС», — подчеркнула она.
Управляющий партнер юридической компании Moris Group Андрей Романчук также отмечает, что, судя по динамике переговорного процесса и его актуальности, стороны должны прийти к соглашению или же выйти из переговоров в ближайшее время.
«Один из последних вариантов, о котором говорит премьер Азаров — это пакет разноплановых соглашений, который будет включать в себя и новые условия по цене газа. Однако очевидно, что если данные соглашения будут касаться различных отраслей экономики и двусторонних взаимоотношений, то скидка на цену газа для Украины обязательно отразится в других сферах. Россия в сегодняшней ситуации не примет достаточного компромиссного варианта для Украины», — подытожил эксперт.
В свою очередь Александр Шток подчеркивает, что Украине нужно определиться с собственной позицией, чтобы избежать обострения конфликта зимой. «Если Киев в ближайшее время определится с вариантом сотрудничества с РФ, проблем с новыми газовыми контрактами на 2012 год возникнуть не должно», — говорит эксперт.