На европейском саммите в Брюсселе принят очередной план спасения. Он включает в себя 50%-ное списание долга Греции перед частными инвесторами, план по рекапитализации банков и увеличение европейского стабилизационного фонда до €1 трлн. Это именно те решения, которые можно было принять в короткие сроки, ожидать же чего-то невозможного от этого саммита не стоило.
Тем не менее списание половины греческого долга — это большой шаг вперед. Потому что даже школьнику было понятно, что Греция никогда такой долг не обслужит. Экономика у нее слабая, неконкурентоспособная, долг огромный. Обслужит ли она оставшуюся половину долга — тоже вопрос. Но на него есть альтернативные ответы. Хотя лично у меня большие сомнения и по половинному долгу.
Планы по рекапитализации банков, согласно которым достаточность их капитала должна быть не ниже 9%, это достаточно жесткое требование. Понятно, что некоторые банки свой капитал увеличат (например, такие банки, как Deutsche Bank, UniCredit Bank). Это достаточно большие и устойчивые банки, они найдут новых акционеров и новые капиталы, чтобы соответствовать этим требованиям. Но есть сомнения относительно других, более мелких банков и тех банков, которые находятся в Восточной Европе. На вопрос — кто будет финансировать их капитал — пока нет ответа. Неустойчивость положения банковской системы — это очень плохой признак. Он означает, что банки не кредитуют. А если банки не кредитуют, то для таких развитых экономик, как еврозона, это фактор стагнации.
Европейский фонд финансовой стабильности планируется увеличить до €1 трлн, он еще не наполнен. Но если удастся привлечь Китай и Бразилию к финансированию фонда, то это будут достаточно мощные средства, которые могут положительно повлиять на доверие инвесторов.
Китай и Бразилия хотят вложиться в этот фонд, потому что пытаются избежать обесценивания своих резервов, большая часть которых номинирована в евро и долларах. У них есть альтернатива: либо пассивно наблюдать, как две эти валюты будут обесцениваться инфляцией, либо принять участие в сохранении стабильности этих валют, тем самым сохранив свои резервы. Рациональный выбор здесь очевиден. Если идея с фондом провалится, деньги будут потеряны, но они будут потеряны в любом случае. А так есть шанс на их сохранение, если фонд сработает и суверенная платежеспособность европейских стран восстановится.
При этом Китай будет участвовать в этом фонде не напрямую, а через МВФ: Китай предоставит средства МВФ, а МВФ уже предоставит их Европейскому фонду финансовой стабильности. И это достаточно правильное решение, потому что МВФ — международная финансовая организация, которая отвечает по своим обязательствам перед Китаем. В свою очередь, европейский стабфонд уже будет подотчетен МВФ, так что тут все логично. Россия, кстати, тоже могла бы поучаствовать в этом вопросе.
Проблема заключается прежде всего в восстановлении доверия инвесторов. Будут ли инвесторы согласны опять покупать европейские суверенные долги или нет. Потому что сейчас эти долги (я не говорю про долги, например, Германии или Франции) фактически покупает только ЕЦБ.
Тема доверия инвесторов сегодня особо важна, потому что их в первую очередь беспокоит не размер долга, не наличие и размер фонда финансовой стабильности, а ответ на вопрос, что будет с европейской экономикой. Если экономики европейских стран будут расти хотя бы на 2-2,5% в год, тогда европейские долги покупать будут. Потому что растущая экономика позволяет обслуживать суверенный долг. Стагнирующая экономика этого делать не позволяет, потому что она подразумевает сокращение расходов бюджета, а это сокращение спроса и дальнейшая стагнация. Так что ключевой вопрос — будет ли рост?
Хотя предпринятые шаги и позволят смягчить ситуацию, инвесторы поделятся на оптимистов и пессимистов (в пропорции 50% на 50%), что будет означать сохранение волатильности. В этой ситуации все будут ждать экономического эффекта, а он наступит не раньше середины следующего года. Поэтому пока можно сказать так: кризис откладывается, но вопрос о его развитии остается открытым.