«Уникальная конструкция Европы является ее большим плюсом в новом, глобализированном мире. Европейцам она предоставляет разнообразные возможности в плане создания мощных объединений, а также преимущества ввиду свободного движения товаров и капитала.
И все же Европа нуждается в добротном руководстве для обеспечения гарантий того, что действия отдельных стран будут ориентироваться на достижение общих целей. Наши прежние соглашения этому стандарту пока еще не соответствуют.
Выбрать правильный путь для интеграции в Европе — вот вызов для нас. Лишь тогда мы сможем реализовать гигантский потенциал нашего континента.
Добротное руководство означает, что свои обязательства выполняют как страны-члены, так и институты ЕС. Если в обществе за соблюдением правил следят полиция и суды, то в зоне евро наша система контроля и санкций исходит из того, что страны, нарушающие правила, должны ей подчиняться.
Я считаю, что для придания нашей экономической политике большей эффективности мы, помогая потерявшим доступ к финансовым рынкам странам, должны одновременно ставить перед ними и жесткие условия. Однако при движении по этому пути необходимы и четкие границы. На следующем этапе структуры Евросоюза должны получить полномочия для того, чтобы гораздо сильнее влиять и вмешиваться в экономическую политику соответствующих стран.
Тем самым мы избежим ситуации, когда все решения остаются прерогативой отдельных стран — членов сообщества. Тогда европейские институты не просто могли бы, а должны были бы вмешиваться напрямую. Естественно, претворение всего этого в жизнь означало бы необходимость изменения европейских договоров, потребовало бы нового понимания суверенитета.
Но разве является слишком смелым планировать создание европейского министерства финансов, если мы уже располагаем общим рынком, единой валютой и Европейским центробанком.
Сегодня главы государств требуют внесения изменений в договоры для того, чтобы усилить экономическое правительство на уровне ЕС. В то же время граждане Европы требуют ужесточения контроля за финансовым сектором. Кроме того, я знаю, что наши партнеры по G20 рассматривают Европу как целое, а не смотрят на отдельные государства — члены ЕС, когда речь заходит о решении актуальных проблем.
Вполне можно себе представить, что когда-нибудь Европейский совет превратится в сенат, а нынешний Европарламент — в нижнюю палату депутатов, что Еврокомиссия возьмет на себя роль правительства, а Суд Евросоюза станет осуществлять судебную власть в Европе, — словом, все зависит от того, какой долей своего суверенитета поделятся члены содружества».