Это снижение регулятивного капитала и/или нормативов капитала на 10% за месяц; невыполнение банком требования вкладчика или кредитора в течение 5 дней; системное нарушение банком законодательства об отмывании доходов; подача недостоверной отчетности; систематическое необеспечение управления рисками. Кроме того, НБУ сможет установить дополнительные критерии. При этом решение о признании учреждения проблемным является банковской тайной. После этого банку дается до 180 дней для устранения нарушений, иначе НБУ признает его «неплатежеспособным» и передаст в ведение ФГВФЛ. Основанием для этого также станут снижение регулятивного капитала или нормативов капитала до одной трети минимально разрешенного уровня, а также невыполнение банком 10% своих обязательств в течение 10 дней. И уже ФГВФЛ будет назначать временного администратора и санировать учреждение.
Банкиры считают, что некоторые критерии признания банков «проблемными» являются слишком жесткими. «Бывают недоразумения касательно дня возврата вклада, ошибки в договоре. На эти вещи нужно обращать внимание. НБУ должен отслеживать стратегические изменения в деятельности банка, а не основывать свои выводы на одном конфликте,— считает заместитель председателя правления »Райффайзен Банк Аваль« Виктор Горбачев.— Уровень регулятивного капитала, выполнение нормативов влияют на тысячи вкладчиков. Если бы речь шла о невозврате банком депозита, который составляет, например, 25% его пассивов, тогда можно говорить о каких-то санкциях».
Сокрытие информации о проблемах окажется выгодным собственникам учреждения. «С одной стороны, оставлять проблемы банка в тайне хорошо, так как вкладчики сразу не заберут все депозиты, а у банка будет время привести свою работу в порядок. С другой стороны, есть вероятность, что у собственников банка будет просто больше времени, чтобы вывести из него деньги и оставить вкладчиков ни с чем»,— говорит экс-временный администратор одного из банков. Передача санационных функций от НБУ к ФГВФЛ может усложнить систему надзора за банками. «Фонд может иметь доступ к информации, влиять на банки, настаивать на определенных мерах, контактировать с Нацбанком, но казнить и миловать банки имеет право только главный регулятор»,— считает Горбачев.
Банки будут по полгода скрывать, что они не могут выплатить вклады
Предпринята очередная попытка реформирования системы надзора за проблемными банками и их ликвидации. Председатель комитета Верховной рады по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник (Партия регионов) подал в парламент законопроект N9342, передающий эти функции от Н БУ Фонду гарантирования вкладов физлиц (ФГВФЛ). Этого же требовал и НБУ, пишет «Коммерсант-Украина» в статье Тайну не выдадут с вкладами.
Документом полностью меняется технология работы с неплатежеспособными банками. Сейчас, согласно статье 75 закона «О банках и банковской деятельности», НБУ вводит временную администрацию в банки в случае угрозы их платежеспособности. Администрация может быть введена при двух и более нарушениях требований НБУ; уменьшении регулятивного капитала на 30% за 6 месяцев; невыполнении 10% обязательств за 5 дней; аресте или обвинительном приговоре руководству банка; сокрытии счетов, активов, реестров, отчетов; отказе в предоставлении информации НБУ; публичном конфликте в руководстве; ходатайстве о введении администрации; рисковой деятельности, что приводит к потере активов; нарушении законодательства об отмывании доходов. После этого администратор либо санирует учреждение, либо НБУ принимает решение о ликвидации проблемного банка.
Теперь предлагается, чтобы на первом этапе Нацбанк относил банк к категории «проблемных» при возникновении хотя бы одного из критериев.