Ранее саммиты ЕС и еврозоны уже прошли в воскресенье, 23 октября. Изначально инвесторы ждали от них решений по наболевшим вопросам. Однако в конце прошедшей недели был назначен дополнительный саммит еврозоны, а позднее — объявлено и о новом саммите ЕС.
Тогда же стало известно, что власти ЕС намерены принять все решения по борьбе с затянувшимся и усугубляющимся долговым кризисом в еврозоне и по рекапитализации банковской системы всего ЕС единым пакетом. Решения должны будут включать второй пакет решений по спасению Греции от дефолта, модификацию Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС), укрепление банков Евросоюза.
Фондовые биржи закрылись во вторник снижением — инвесторы в ожидании решений саммита ЕС, на рынках царит неопределенность. Аналитики, в отличие от ряда официальных лиц Евросоюза, не ждут прорывов от предстоящих саммитов.
Всегда начинается с Греции
Основной проблемой еврозоны является Греция — ее финансово-экономическая ситуация ухудшается, как признают сами власти региона, долговые проблемы терзают теперь не только рынки госдолга и в целом фондовые биржи, заметно страдает уже и вся банковская система ЕС.
Первый пакет спасения Греции на 110 миллиардов евро был одобрен в мае 2010 года, он предполагал ее финансирование до 2013 года средствами государств еврозоны и Международного валютного фонда (МВФ). Кредиторы ожидали, что страна сможет вновь вернуться на рынки долгосрочных и среднесрочных заимствований в 2012 году и так постепенно перейти к самостоятельному обслуживанию своих обязательств. Однако снижение рейтингов Греции на фоне ее ухудшающейся экономической ситуации перекрыл стране доступ к частному капитулу. Властям еврозоны пришлось разработать второй пакет спасения Греции.
Внеочередной саммит лидеров региона единой европейской валюты 21 июля одобрил этот пакет на сумму около 160 миллиардов евро, из которых 109 миллиардов евро планировалось предоставить из официальных источников, а оставшиеся деньги должны были внести частные инвесторы за счет добровольной пролонгации долгов страны. Было разработано четыре вида пролонгации ее облигаций, которые были предложены инвесторам. Они заключались в обмене обязательств Греции с приближающимися сроками погашения на более долгосрочные бонды (до 30 лет) с разными вариантами ставок (от 4% до 6,8%). Причем повышенные ставки предлагались при обмене бумаг с дисконтом — по 80% от номинала. Этот план предполагал списание частными инвесторами примерно 21% долгов Греции.
Однако процесс добровольного вовлечения частных инвесторов затянулся. Ухудшившаяся с лета ситуация в Греции сделала очевидным необходимость увеличения объема списаний долга. Ожидается, что власти евросоюза решать сократить ее обязательства на 40-60%, однако методы, которыми это будет сделано, пока официально не сообщаются. Еврокомиссия надеется, что руководство еврозоны примет решение о добровольном, а не принудительном привлечении частных инвесторов к списанию долгов Греции. В противном случае, этот процесс можно будет квалифицировать как дефолт, и страна рискует получить соответствующие дефолтные рейтинги.
Объем греческого долга находится на уровне 360 миллиардов евро, он постоянно нарастает за счет краткосрочных заимствований. Ряд аналитиков склоняется к мысли о неизбежности управляемого дефолта Греции уже в течение ближайших месяцев.
Еврокомиссия не комментирует, что будет, если инвесторы не согласятся на увеличение объемов списания долга. О том, как будет организовано вовлечение в процесс спасения Греции государств еврозоны и ЕФФС, состоящего из гарантий стран той же еврозоны, пока не сообщается. Не исключено, что это будет также пролонгация находящихся у них долгов страны, выпуск бондов, которые заменят инвесторам облигации Греции или их гарантирование пролонгированного долга Греции частным инвесторам, чтобы стимулировать их к участию в спасении страны.
Крупнейшие кредитные организации Евросоюза недовольны просьбой европейских властей увеличить списание долгов Греции, находящихся на их балансах, сообщило в понедельник агентство Bloomberg со ссылкой на источники, близкие к ситуации.
Кровеносная система
От решения проблем Греции напрямую теперь зависит решение проблем банковской системы всего Евросоюза. Кредитные учреждения держат на своих балансах значительные объемы суверенных обязательств, причем не только проблемной Греции, но и других «тяжелых» стран региона, к примеру, Португалии, Италии, Испании. Падение финансовых рынков на фоне кризиса суверенных долгов еврозоны и замедления мирового экономического роста также не прибавляют балансам банков устойчивости. Кроме того кредитным организациям, в случае успеха плана пролонгации долгов Греции, придется списать значительные суммы, для чего им потребуется дополнительный капитал.
Вопрос рекапитализации банковской системы ЕС вышел за пределы корпоративных вопросов, бельгийско-французский гигант Dexia в начале октября уже начали спасать за государственный счет.
Исходя из ряда заявлений властей ЕС, вопрос будет решаться не на уровне отдельных банков, а на уровне всей системы за счет увеличения минимального соотношения капитала первого уровня (акции и резервы) к взвешенным по риску активов банков (tier 1 ratio) до 8-9%, это потребует дополнительных вливаний в капиталы. Министры экономики и финансов Евросоюза (Экофин) провели заседание в прошедшую субботу, источники сообщали, что власти тогда разработал предложения по рекапитализации банков на 107-108 миллиардов евро.
Руководство ЕС предполагает, что для рекапитализации банки сначала должны будут обратиться к частным источникам средств. Если же необходимые суммы получены не будут, они смогут призвать на помощь государства. Средства на рекапитализацию, вероятнее всего, теперь сможет выдавать ЕФФС, который недавно получил в свое распоряжение такую функцию. Фонд составляет 440 миллиардов евро? все это гарантии стан еврозоны, под которые ЕФФС занимает средства на рынке и может за счет них помогать банкам или нуждающимся странам.
Базельский комитет по банковскому надзору в конце прошлого года одобрил пакет реформ в банковской сфере («Базель III»). Новые правила предусматривают, что tier 1 ratio должен составить 4,5% в 2013 году и вырасти до 6,0% к 2019 году. Более узкий показатель, включающий только соотношение объема обыкновенных акций к взвешенным по риску активам (core tier 1 capital) должен вырасти с 3,5% в 2013 году до 4,5% в 2019 году. К этому добавляется еще и буфер, который должен к 2019 году довести соотношение до 7%. Летом текущего года было согласовано введение дополнительных требований к достаточности капитала для системно значимых мировых финансовых институтов: они должны будут поддерживать core tier 1 capital примерно в 9,5%. Именно ряд системообразующих банков сейчас может находиться в зоне риска из-за долгового кризиса в регионе единой европейской валюты и обвала мировых финансовых рынков.
Министр финансов Франции Франсуа Баруан во вторник сообщил, что европейские банки, согласно договоренности Экофина, должны провести рекапитализацию к концу июня 2012 года.
Четыре буквы
Вопрос рекапитализации банков ставит вопрос об официальных источниках средств, так как велика вероятность, что кредитные учреждения не смогут удовлетворить все свои потребности в капитале за счет частных инвесторов. Ранее предполагалось, что для нужд банков и дальнейшего спасения еврозоны от кризиса, ЕФФС может быть увеличен до 1-2 триллионов евро. Однако увеличение объема гарантий государств еврозоны для фонда могло повлечь за собой снижение некоторым из них наивысших рейтингов. Это могло бы иметь крайне негативные последствия для рынков, экономик этих стран и финансово-экономического состояния Европы и мира в целом, особенно на фоне нынешнего ухудшения экономической ситуации в мире и после снижения наивысшего рейтинга США агентством S&P.
На потерю наивысших рейтингов власти ЕС пойти не могут. Кроме того, падение рейтингов стран еврозоны может вылиться в понижение рейтингов самого ЕФФС, которые взаимозависимы. Сейчас фонд обладает наивысшими оценками уровня ААА и имеет возможность привлекать относительно дешевые средства на рынке, за счет которых кредитует проблемные Португалию и Ирландию. ЕФФС обязался дать Ирландии до 22,5 миллиардов евро, а Португалии — до 26 миллиардов евро. Необходимый спрос на облигации ЕФФС существует из-за уровня его рейтинга, так как инструмент рассматривается инвесторами как наиболее надежный в еврозоне. Стоимость кредитов для проблемных стран зависит от цены заимствований ЕФФС на рынке.
Прошедший в воскресенье саммит глав государств еврозоны решил, что за счет гарантий он не будет увеличивать ЕФФС, сообщил президент саммита Херман ван Ромпей. Однако как будут изысканы средства для помощи банкам и для увеличения ЕФФС, он не рассказал. Источники не исключают, что сделано это будет за счет создания нового юридического лица. Как сообщал ряд СМИ, взносы в него могут сделать МВФ и третьи страны, например Китай. Министр финансов Норвегии Сигбьорн Йонсен рассказал в интервью агентству Bloomberg, что его страна не исключает свое участие в ЕФФС, если страны-члены зоны единой европейской валюты обратятся за поддержкой.
Страны еврозоны за счет инвестиций третьих стран смогут сохранить имеющиеся у некоторых из них наивысшие рейтинги, стабильность государственных долгов этих же стран и, как следствие, не потрясти рынки пересмотром рисков по долгам основных государств региона, на которых пока держится вся еврозона.
Стремительно вперед
Ван Ромпей сообщил, что решение финансово-экономических проблем ЕС может потребовать изменений в Лиссабонский договор — о решении на этот счет также должно быть объявлено в среду после саммитов ЕС и еврозоны. Однако ратификация правок в договор — процесс небыстрый, он может занять несколько месяцев. Пока все государства ЕС не примут изменений, решения применяться не смогу.
После грядущих заседаний глав 27 стран Евросоюза и 17 стран еврозоны, пройдет совет министров экономики и финансов ЕС — Экофин. Дата собрания не назначена, однако официально уже объявлено, что его цель — «адоптировать все необходимые элементы и детали обобщающего пакета по борьбе с кризисом (которые примут лидеры стран) как можно более аккуратно и быстро».
Власти Евросоюза возложили значительные надежды на решения предстоящих саммитов. Опасность заключается в том, что если они окажутся слишком сложными или недостаточными, это может повлечь за собой дополнительное падение рынков. Затягивание исполнения решений также может убить оптимизм. Почти все решения в ЕС осуществляются минимум в течение нескольких месяцев. За это время финансово-экономическая ситуация может измениться не в лучшую сторону.