«Текущий год, как ожидается, может стать годом существенного расширения первичного рынка корпоративных облигаций. Так, объем выпусков корпоративных облигаций за восемь месяцев 2011 г. превысил результат 2010 г. почти в 2,3 раза»,— отмечают эксперты национального рейтингового агентства «Рюрик». Однако стоит сказать, что количество зарегистрированных выпусков облигаций предприятий за восемь месяцев 2011 г. составило всего 124 выпуска (127 — в 2010 г., 240 — в 2009 г., 912 — в 2008 г.), что обусловлено выходом на рынок в основном крупных эмитентов.
При этом, как уточнил директор компании «Лизинг ИТ» Дмитрий Богодухов, облигации выпускали как компании, уже осуществлявшие размещения до кризиса, так и новые. «В 2011 г. уже были крупные размещения — более 1 млрд грн — и относительно небольшие — 25-50 млн грн»,— напомнил он.
«Текущий год нужно разделять на два полугодия,— считает Сергей Фурса, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital. — В первом действительно наблюдался бурный рост рынка, основными драйверами которого оставались банковские выпуски. Бурным рост сделала низкая база сравнения — год назад рынок был мертв и подавал лишь невнятные признаки жизни, как больной в коме».
По словам господина Богодухова, облигации оказались востребованы рынком в отсутствие других инструментов для вложения свободной ликвидности игроками рынка: банками, инвестиционными фондами, иностранными инвесторами. «Главное достижение 2011 г. — облигации начали активно покупать частные инвесторы. Основные причины — более высокая доходность, чем по банковским депозитам, и во многих случаях — большее доверие к конкретным эмитентам, чем к банковскому сектору»,— считает он.
При этом специалисты отмечают как совершенно естественный и логичный тот факт, что восстановление рынка корпоративных бондов началось именно с банков — они традиционно считаются наиболее надежными эмитентами, и им было легче всего привлечь деньги с рынка. Впрочем, нельзя сказать, что все выпуски проходили гладко и были размещены полностью.
Господин Фурса считает, что участие частных инвесторов в облигациях крайне ограничено и таким и останется. «И хотя для самих частных инвесторов облигации — это интересный инструмент, который может способствовать диверсификации их инструментов инвестирования, для самого рынка облигаций влияние будет крайне малым. Это не рынок физических лиц»,— уверен эксперт.
Вероятно, некоторое влияние на этот процесс окажет и принятие закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения требований к эмитентам ценных бумаг». По мнению участников рынка, предложенные изменения в большей мере коснутся мелких эмитентов, что может ограничить развитие рынка корпоративных бондов как минимум в части количества зарегистрированных выпусков, а возможно, и стоимостного объема. Хотя коммерческие банки, имеющие относительно небольшой объем собственного капитала по сравнению с объемом активов, даже будучи крупными игроками, могут ощутить на себе последствия нововведений.
«Ограничение «кредитного плеча» до 1:1 обусловит отказ большинства желающих эмитировать корпоративные облигации, учитывая ужесточение требований и повышение затратности процесса»,— считают эксперты.
С другой стороны, рынок подвергся существенному сокращению также в результате исчезновения потенциальных инвесторов в облигации предприятий, напуганных большим количеством дефолтов в кризисные годы.
«Вторая половина текущего года — это новая смерть рынка. Борьба с инфляцией и призраками девальвации привела к закручиванию гаек в банковской системе, нерезиденты ушли сами под влиянием резкого падения аппетита к риску ввиду паники на мировых рынках»,— констатирует господин Фурса. В итоге все вернулось к состоянию начала года, и на данный момент размещения на первичном рынке невозможны в принципе.
Ольга Галицкая