Как меняются цены
За месяц (с 14 сентября по 12 октября) средние цены на нефтепродукты в рознице изменились незначительно. Так, по данным консалтинговой группы А-95, цены на бензин выросли в среднем на 1-11 коп. на литре или на 0,14% — 11%, в зависимости от марки (см. график и таблицу).
Среди бензинов больше всего выросли цены на А-80, при этом цены на самую популярную марку — А-95 — за месяц почти не изменились. В то же время средние розничные цены на дизтопливо даже снизились — на 2 коп. на литре или на 0,23%.
За последнюю неделю (с 3 по 12 октября) цены на стеле фактически не менялись. Средние цены, по данным аналитиков составляют 9,65 грн за литр бензина А-80, 10,06 грн — за А-92, 10,30 грн за литр марки А-95 и 9,61 грн — за литр дизеля.
Антимонопольные меры
Отдельные сети заправок все же повысили цены в течение сентября, что привлекло внимание Антимонопольного комитета Украины (АМКУ).
В комитете завили, что за указанный период на АЗС, работающих под брендами Лукойл, ОККО и WOG, цены на бензин А-95 выросли на 10-19 коп. за литр до 10,49-10,60 грн. При этом, отмечают в АМКУ, на мировом рынке цены на сырую нефть, показатели Platts и курс евро имели тенденцию к снижению, а курс доллара по отношению к гривне оставался стабильным. В этих условиях цены на бензин в последнюю декаду сентября не должны превышать 10,14-10,25 грн/л, считают в АМКУ.
В ведомстве сообщили, что к 4 октября эти операторы несколько снизили цены на бензин и сжиженный газ, но не до надлежащего уровня, причем стоимость дизельного топлива не менялась. Также по данным комитета, цены на все виды горючего этих предприятий на 10-20 коп./л выше, чем у операторов с незначительной долей на рынке.
Исходя из этого, АМКУ обязал Лукойл Украина, ОККО нефтепродукт (ПАО Концерн Галнафтогаз), Золотой экватор (WOG) и Альянс Холдинг («Шелл» в Украине) понизить розничные цены на бензин, дизельное топливо и сжиженный газ до «уровня, который бы существовал в условиях значительной конкуренции на рынке».
Трейдеры реагируют сдержанно
Сами операторы рынка довольно сдержанно комментируют решение АМКУ. В частности, в компании «Шелл» в Украине (Альянс Холдинг) подчеркнули, что главная задача АМКУ — это создание условий для справедливой конкуренции на рынке, а не принуждение операторов снижать цены на топливо до так называемого «экономически обоснованного» уровня.
«Мы считаем, что конкурентный, открытый и не регулируемый рынок нефтепродуктов — это лучший способ держать цены под контролем и предоставлять лучшее предложение украинским автомобилистам», — подчеркнули в компании.
В свою очередь, в Концерне Галнафтогаз (ОККО) констатировали, что розничный сегмент рынка в Украине является высоко конкурентным и саморегулируемым. При этом в компании уточнили, что уровень конкуренции на украинском рынке гораздо выше, чем в граничащих с Украиной государствах.
Поясняя колебания цен на заправках сети, нефтетрейдер заверил, что к изменению цен могут привести только объективные причины, например, изменение отпускных цен завода-изготовителя или изменение налогового законодательства.
Мониторинг по-новому
Трейдеры предпринимают попытки урегулировать вопросы взаимодействия с АМКУ. В частности, в начале октября комитет подписал меморандум с ассоциацией «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» (ООРНУ) о «совместных действиях по созданию благоприятной обстановки для развития добросовестной конкуренции на топливном рынке».
Документ предусматривает создание совместной рабочей группы, которая должна выработать эффективные принципы и методы оперативной подачи участниками ассоциации в АМКУ информации, необходимой для исследования рынка нефтепродуктов, в том числе для того, чтобы избегать дублирования запросов комитета.
Кроме того, рабочая группа должна разработать электронную систему, с помощью которой органы АМКУ смогут получать, обрабатывать и анализировать поступающую от участников ассоциации информацию.
Что будет с ценами в октябре
Еще в конце августа глава Минэнерго Юрий Бойко заявлял, что нефтетрейдеры с 1 сентября, после прекращения срока действия льготных акцизов, сохранят цены на нефтепродукты на нынешнем уровне, так как обладают достаточным запасом рентабельности.
«Мы не ожидаем повышения цен вследствие повышения акцизов», — сказал он.
Глава ведомства также заверил, что прекращения действия сниженных акцизов на нефтепродукты не приведет к убыточности трейдеров. В то же время эксперты ожидают, что в октябре бензин все же прибавит в цене еще 5-10 коп./л.
Динамика роста цен во многом будет зависеть от реакции трейдеров на заявление АМКУ, а также от хода спецрасследования, которое проводит Межведомственная комиссия международной торговли (МКМТ) в отношении увеличения импорта. Результатом расследования, которое было возбуждено в январе, может стать введение пошлин на топливо. Если пошлины будут введены, это ударит по заправкам, использующим импортное топливо, потому угроза пошлин также действует как фактор, сдерживающий цены.
Вместе с тем, определенную надежду у экспертов вызывают мировые нефтяные котировки, которые, в случае оптимистичного сценария, могут даже привести к снижению цен в рознице к концу года.
Станислав Погорилов