Несмотря на увеличение акцизов на нефтепродукты в Украине, в Антимонопольном комитете (АМКУ) сочли необоснованным повышение цен на топливо. Вчера комитет обязал крупнейших нефтетрейдеров страны — «Лукойл», «Oкко», WOG и Shell — снизить цены, в противном случае им грозит штраф. В АМКУ отмечают, что мировые цены на нефть сейчас падают, поэтому оснований для подорожания бензина не было. Но эксперты называют заявления АМКУ некомпетентными — с момента удешевления нефти до снижения цен на бензин обычно проходит около месяца пишет «Коммерсант-Украина» в статье «Подорожание вне закона».
Антимонопольный комитет вчера рекомендовал крупнейшим импортерам нефтепродуктов — «Лукойл-Украина», «Окко-Нефтепродукт», «Золотой экватор» (сеть WOG) и «Альянс Холдинг» (Shell) «установить розничные цены на уровне, который существовал бы в условиях конкуренции на рынке». Комитет установил, что за сентябрь на АЗС этих компаний бензин А-95 подорожал на 10-19 коп., до 10,49-10,6 грн/л.
«При этом на мировом рынке цены на нефть по котировкам Platts снижались»,— отмечают в АМКУ. Поэтому, по расчетам комитета, А-95 в Украине не должен был стоить дороже 10,25 грн/л. В АМКУ изучают деятельность остальных участников рынка в контексте обоснованности повышения цен.
Нефтетрейдеры объясняют рост цен увеличением акциза — с 1 сентября на 40%. По оценкам директора консалтинговой компании «А-95» Сергея Куюна, доля акцизов в стоимости топлива занимает 18-20%. «Поэтому розничная цена А-95 должна была вырасти на 50 коп./л, а ДТ — на 20 коп./л»,— говорит пресс-секретарь «Галнафтогаза» (ТМ «Окко») Олесь Пограничный.
В АМКУ это обстоятельство прокомментировать не смогли, но заявили, что если нефтетрейдеры не выполнят рекомендации, в их отношении может быть возбуждено дело за нарушение конкурентного законодательства и наложен штраф в размере до 10% годовой выручки. В марте АМКУ уже штрафовал «Континент Нафто Трейд» (сеть WOG) на 93 млн грн, «Окко-Нафтопродукт» (Окко) — на 32 млн грн и «Альянс Холдинг» (Shell) — на 25 млн грн за то, что в конце 2010-го-начале 2011-го года они одновременно до одинакового уровня повысили цены на бензин. Но штрафы до сих пор не уплачены. В компаниях считают, что в решении АМКУ отсутствуют доказательства нарушения законодательства, и оспаривают действия комитета в суде.
По мнению аналитика ИК Dragon Capital Дениса Саквы, снижение мировых цен на нефть отразится на украинском рынке в будущем. Он отмечает, что с момента закупки нефти до поставки ее на НПЗ и производства из нее нефтепродуктов проходит в среднем месяц. По оценкам заместителя директора НТЦ «Психея» Геннадия Рябцева, в октябре стоит ожидать снижения средних цен на А-95 на 20-25 коп./л, до 10,05 грн/л. «Для чиновников из АМКУ важно сделать вид, что они держат руку на пульсе. Но снижение цен на нефтепродукты произошло бы и без их вмешательства»,— уверен он. Вчера цена барреля Urals составила 102$ против 111$ в среднем в сентябре. По данным UPECO, за последнюю неделю бензин А-95 в Украине уже подешевел на 2 коп./л.