Бывают времена, когда многие отчаянно желают обменять бумажные деньги на золото, но происходит это потому, что бумажные деньги стремительно теряют ценность. Это не имеет никакого отношения к золоту.Вот почему золото использовали в качестве монетарного фундамента буквально тысячи лет. Все хотят, чтобы деньги стабильно хранили свою ценность. Простейшим способом достижения этой цели было привязать деньги к золоту. Сегодня мы суммируем это качество, говоря, что «золото — это деньги».
Отсюда мы сразу можем видеть, что если золото не меняется в цене, по крайней мере, сильно, то и в «пузыре» оно быть не может. Бывают времена, когда многие отчаянно желают обменять бумажные деньги на золото, но происходит это потому, что бумажные деньги стремительно теряют ценность. Это не имеет никакого отношения к золоту.
Давайте взглянем на крупнейшие бычьи рынки золота последних ста лет:
С 1920 по 1923 гг. цена на золото в немецких марках выросла со 160 до 48 трлн марок за унцию.
С 1945 по 1950 гг. цена на золото в японских иенах выросла со 140 до 12600 иен за унцию.
С 1948 по 1967 гг. цена на золото в бразильских крузейро выросла с 648 до 94,500 крузейро за унцию.
С 1970 по 1980 гг. цена на золото в американских долларах выросла с 35$ до 850$ за унцию.
С 1982 по 1990 гг. цена на золото в мексиканских песо выросла с 8,000 по 1,025,000 за унцию.
С 1989 по 2000 гг. цена на золото в российских рублях выросла с 1,600 до 8,120,000 за унцию.
Каждая из этих ситуаций была примером девальвации валют. Сегодня ситуация не изменилась. Растущая цена на золото в долларах, евро и иенах есть отражение кейнсианской политики «легких денег» так популярных во всем мире.
Мы также можем видеть, что если золото сохраняет ценностную стабильность, то факторы предложения и спроса, влияющие на другие индустриальные товары, не затрагивают золото, которое является монетарным товаром. Именно поэтому золото используется в качестве денег. Если бы его ценность находилась под влиянием факторов спроса и предложения, то мы никогда бы не смогли использовать его в качестве денег.
Таким образом «спрос на ювелирку», «пик золота» или любой другой фактор имеет очень мало влияния на ценность золота. Ежедневная динамика движения денежных потоков влияет на цену по которой валюты торгуются против золота, но это, в конечном счете, имеет отношение к валюте, в которой торгуется золото, а не к самому золоту.
Ни один из вышеперечисленных исторических «золотых бычьих рынков» не стал результатом спроса на ювелирные изделия или повышения объемов добычи металла.
Любые попытки оценить золото — это, по большей части, пустая трата времени. Такие концепции как «цена на золото с поправкой на инфляцию», «отношение золото/нефть» или отношение непогашенных долгов или валюты к количеству физического металла — это, всего лишь отвлечение от сути. Предмет, не меняющий ценности, не может быть дорогим или дешевым. В этом смысл выражения «золото — это деньги».
«Цена на золото» может достичь 5 тыс. долларов, 10 тыс. долларов, 100 тыс. долларов, миллиона или миллиарда за унцию. Следящие за золотым пузырем будут с пеной у рта говорить о нем, пока не осознают, что никакого пузыря в золоте никогда не было, а был крах бумажных денег.