Золото: спасительный резерв в кризис или балласт
Для инвесторов на сырьевом рынке четвертый квартал 2011 года начинается с неопределенности: вернёт ли золото свой статус надежного актива и возобновит ли рост, или же стремительный его подъём подошел к концу? За месяц золото «проиграло» в динамике роста падающему фондовому рынку около 50%, подчеркивает обозреватель Франческо Геррера в статье для The Wall Street Journal. По мнению Герреры, после такого ужасного сентября инвесторы начинают терять доверие к драгметаллу.
Скептики ставят под сомнение статус золота как одного из немногих надёжных укрытий во времена финансовых штормов. Многие задаются вопросами: не есть ли это «начало конца» головокружительного роста золота? Однако ответить на этот вопрос сложно, поскольку для этого нужно определить сложную взаимосвязь с другими инвестиционными активами.В благоприятные для экономики периоды золото не интересует инвесторов, они вкладывают в более быстрорастущие активы, такие как ипотечные облигации.
В благоприятные для экономики периоды золото не интересует инвесторов, они вкладывают в более быстрорастущие активы, такие как ипотечные облигации. Но в ситуации негатива золото возвращается на рынки с триумфом, приходя на помощь перепуганным инвеступравляющим.
За последнее десятилетие этот сценарий соблюдался в соответствии с ожиданиями, золото выросло в цене почти в шесть раз и в августе установило рекорд на отметке 1888,7 доллара за тройскую унцию. Затем вдруг резкий разворот. Сентябрь оказался крайне неудачным — цена золота упала на 11%, то есть максимально с октября 2008 года. Большую часть потерь рынок понес две недели назад, зафиксировав худший недельный результат с 1983 года. Еще тревожнее то, что спад на рынке золота произошел на фоне падения других, рисковых, активов, что определенно не позволяет считать золото активом надежного укрытия.
Никто не знает, насколько это можно считать началом конца золота как надежного актива. Сама природа драгметалла подрывает все попытки определить его «реальную» стоимость. Он мало где применяется, кроме как в ювелирном деле и отчасти в электронике, поэтому его цена меньше, чем у других металлов, зависит от спроса и предложения. И поскольку золото не приносит дохода, в отличие от облигаций или акций, его стоимость нельзя вывести простыми подсчётами по формуле.
Назовите это алхимией наоборот: вместо поисков философского камня для превращения других металлов в золото, как было в средневековье, инвесторы нашли способ превращать золото в то, что им нужно, пишет Геррера.
На практике же золото в некоторых его функциях показывает крайне неудачные результаты. Взять, например, его роль как средства защиты от инфляции. С 1980 по 2005 годы потребительские цены в США выросли более чем вдвое, в то время как золото потеряло около 20% своей стоимости, пишет обозреватель.
Взаимосвязь с рынком акций тоже не вполне точна. Хотя действительно есть тенденция к росту золота во время падения акций, недавний откат свидетельствует, что это не всегда так.
Причиной такой, казалось бы, нелогичной динамики является то, что когда золото растет, инвесторы, столкнувшись с убытками по другим активам, стремятся выручить средства от продажи драгметалла.
Эксперт банка HSBC Джеймс Стил (James Steel) приводит другой возможный сценарий, обнаруживая сильную корреляцию между скачками на рынке золота, с одной стороны, и волатильностью акций, с другой. Когда на рынке акций начинаются «американские горки», то же происходит с золотом. Через эту призму оно сейчас в значительно меньшей степени «надежное» укрытие, по крайней мере, в краткосрочном периоде.
Когда волны кризиса нарастают, золото становится тем балластом, который сбрасывают в пучину, чтобы удержать корабль на плаву, считает Геррера.
Прибавьте к этому тот факт, что цена на золото чувствительна к текущим и ожидаемым процентным ставкам — чем выше они, тем дороже обходятся вложения в активы с нулевой доходностью, — и картина начинает проясняться. Надежность золота, как и красота, — в глазах смотрящего. Золото привлекательно для долгосрочных инвесторов, видящих мрачные перспективы, а «горячие» спекулятивные деньги находят его привлекательность эфемерной.
Остается пожелать инвесторам удачной охоты на золото, но, как подчеркивает Геррера, никто не обещает счастливого финала.