Начало октября мы встретили радостным движением вбок, почти, по всему спектру биржевых инструментов! Если кому-то и виден был тренд, или кто-то поспешит вступить в спор на тему четко выраженных тенденций — это супер! Но назвать конец сентября техничным (читать логичным) сможет только отпетый оптимист, которому посчастливилось поиметь пару профитов к концу месяца. Аналитический же взгляд заставляет раскрыть всю сложность и непонятность обрисовавшихся фигур и рисующихся абстракций из японских свечей. Итак, кто виноват?! Ответ один: ФРС! Всему виной простое осознание действий ФРС, о которых оно само объявило. Рынки, как говорится, проанализировали, переварили и «понеслись» в темную бездну. По факту же, что мы имеем? ФРС объявила об операциях твист, но говорить о том, что это возымеет какой-либо положительный эффект, вряд ли стоит. Имеет место попытка сбить долгосрочные ставки на долговом рынке, но, есть большие сомнения, что это получится, а во-вторых, на текущий момент ФРС «расписалась», что ничем не может помочь американской экономике (!), переведя все стрелки на политиков и экономистов, от которых ждать чего-то внятного и конкретного не приходится, ведь на носу выборы президента, а экономика потом. Как сказал классик: «утром деньги — вечером стулья».
В помощь октябрьской путанице, спешит, сгущая тучи, страшное слово: РЕЦЕССИЯ! Экономика США впервые за период более чем два года, стоит на грани рецессии. Более чем слабые данные по занятости в августе добавили негатива к общей картине, показывающей, что экономика дает сбои, включая видимое уменьшение производственного сектора, падения потребительского доверия, обнадеживающие снижения цен на жилье и фондовом рынке. «На этой стадии типичного восстановления мы ожидаем роста экономики выше среднего, но вместо этого мы вряд ли увидим хоть какой-нибудь рост, — говорит Джеймс Хэмилтон, профессор экономики из Университета Каролины. — Нам необходимо больше этим обеспокоится. В целом, экономика находится в неустойчивом положении и еще один удар может послать нас глубоко вниз».
Октябрь может ознаменовать начало спада, — говорит Джулия Коронадо, главный экономист по Северной Америке из BNP Paribas, в котором предпологают, что экономика США в 4 квартале может сократиться на 2% в годовом исчислении. Экономисты из UniCredit Group и Mesirow Financial Inc. тоже склоняются к мысли, что американская экономика находится в опасности опрокидывания в рецессию, первую с июня 2009 года. «Когда нет рабочих мес и нет доходов, не следует ожидать много расходов», — сказала Коронадо. ВВП США достиг пика в апреле и затем сокращался в мае и июне, — согласно месячным сравнениям, проведенным компанией Macroeconomic Advisers LLC, главный экономист которой — Дайан Суонк — считает, что «шансы на рецессию в США равняются 50 на 50 или даже немного выше. В лучшем случае, мы топчемся на месте».
Далее же, все внимание мирового сообщества будет переведено на Европу, где ситуация достаточно печальная и грустная. Ставки по облигациям Италии продолжают свой рост, по Греции нервозность растет и растет, так как скоро октябрь — дата, когда по словам греческого правительства у них закончатся деньги, а значит, все меньше и меньше остается времени на переговоры с «тройкой» по выделению долгожданного транша 8 млрд. евро. В общем, в Европе проблем достаточно, решения их пока никто не видит, что усугубляет положение. А суетные политики не показывают уж очень стойкого желания договориться о чем-либо централизованном и конкретном.
Глава МВФ Кристин Лагард в который раз предупредила, что мировая экономика находится в «новой опасной фазе» и ответственным лицам необходимо принять новые шаги по усилению роста. Только, недальновидные жители Америки начали радоваться снижению цен на жилье, Лагард заявила, что США должны сдержать снижение цен на недвижимость, а европейским банкам необходимо повысить свою капитализацию для предотвращения заражения других европейских стран долговым кризисом. Т.е. повысить иммунитет у пациента в коме за счет предписания ему жесткого карантина и постельного режима.
США и Евросоюзу нужно обеспечить исполнение долгосрочной бюджетной дисциплины, чтобы освободить денежные средства для краткосрочных мер по стимулированию экономики. «Мы рискуем увидеть, как хрупкое восстановление идет под откос», — сказала она. — «Поэтому мы должны действовать сейчас. Риски усугубились на фоне ухудшения доверия и растущего ощущения, что ответственные лица либо не знают, либо просто не могут принять необходимые решения». Логичное завершение этого смыслового ряда: «… не хотят!». Без «срочной» рекапитализации «мы можем увидеть дальнейшее распространение экономической слабости на основные страны или даже изнурительный кризис ликвидности», — сказала Лагард. — «Наращивание балансов банков является ключевым моментом в процессе блокирования заражения».
Так же она добавила, что рекапитализация должна быть «существенной» и призвала к «наиболее эффективным решениям». Банки должны изыскивать средства на финансовых рынках в случае необходимости, включая в том числе и Европейский фонд спасения размером в 440 миллиардов евро. И хотя она призвала законодателей к сокращению дефицитов бюджетов, при этом она добавила, что нужно предпринять меры по стимулированию роста. Обеспечение большей устойчивости для европейских бюджетов «не означает резкого затягивания поясов». Все вышеизложенное ведет по пути ужесточения долгового кризиса в ЕС, а значит, на финансовых рынках есть все шансы увидеть продолжение снижения рисковых активов и вполне возможны небольшие откаты, которые станут хорошей возможностью для открытия новых или усиления коротких позиций участников рынка.
Анна Блогина, аналитик компании TeleTRADE