Однако в НБУ дали чёткий сигнал — полагаться на особую активность регулятора на этом рынке не стоит, поскольку это может спровоцировать дальнейшую долларизацию банковской системы.

Пока украинская экономика достаточно уверенно растёт, хотя этот рост принято считать восстановительным. Как сообщил на нынешней неделе Нацбанк, рост украинского ВВП в августе даже немного превысил 5% в годовом измерении. Основным фактором столь приличного роста стало увеличение агропромышленного производства, рост которого за восемь месяцев с начала года составил 10,5%.

Поступления от агропромышленного экспорта помогли поддержать и положительное сальдо платежного баланса. В августе, как сообщил руководитель группы советников главы НБУ Валерий Литвицкий, оно удвоилось по сравнению с июлем, достигнув 214 млн долларов (2,1 млрд долларов по итогам восьми месяцев с начала года).

Благодаря «раскрепощению аграрного экспорта» темпы экспорта товаров ускорились почти в полтора раза (с 26,4 до 35,8%). Однако в связи с увеличением поставок продукции машиностроения одновременно ускорились и темпы импорта (с 26,3 до 33,5%). В результате «минус» по счету текущих операций вырос с 774 млн до 1,023 млрд долларов.

«Минус» же был перекрыт благодаря двукратному — с 682 млн долларов до 1,23 млрд — ускорению притока иностранной валюты по финансовому счёту.

Понятно, что в нынешних условиях эта тенденция может в любой момент развернуться вспять. Тревожный сигнал, который отметили аналитики «ВТБ Капитал» в своем отчёте от 28 сентября, заключается в том, что за последнюю неделю цена стали, экспортируемой из СНГ (остававшаяся практически неизменной с конца мая), упала на 4,4%, «хотя это снижение может оказаться временным».

А что МВФ?

Задачу поддержания как курсовой, так и ценовой стабильности могло бы значительно упростить возобновление финансирования Киева со стороны МВФ и других международных финансовых организаций. А вслед за ними наверняка бы улучшились настроения в отношении Украины и частных международных инвесторов.

Однако решение этого вопроса пока в тупике. Как следует из заявления вице-премьера Сергея Тигипко, прозвучавшего в прошлые выходные из Вашингтона, фонд не принял никаких альтернатив повышению тарифов на газ для населения, предложенных Украиной. В этой связи вице-премьер заявил, что официальный Киев таки будет вынужден пойти на это тяжелое решение, повысив тарифы еще до конца текущего года. По его словам, «мы должны к этому идти в условиях той ситуации, которая есть в мире, мы видим, что делается с рынками».

«Мы понимаем, что эта ситуация сдерживает наше сотрудничество со Всемирным банком, а там 850 млн долларов, готовых поступить на дефицит бюджета по двум программам. У нас есть возможность получить 610 млн евро от Европейского Союза, тоже на дефицит бюджета. Но эти программы не будут действовать, если не будет поддержки МВФ», — сообщил, разоткровенничавшись, Тигипко.

Впрочем, очень скоро он, видимо, об этом пожалел, так как по прибытию в Киев ему пришлось опровергать самого себя, заявляя, что «говорить сегодня о том, что будет обязательно повышена цена на газ, невозможно», и что «это никем не принятое решение». «Более того, все усилия власти сегодня направлены на то, чтобы снизить цену российского газа, чтобы мы могли достичь улучшения бюджетных показателей не за счет людей», — вернулся Сергей Леонидович к привычной правительственной риторике.

Впрочем, когда правительственные чиновники твердят о необходимости, вопреки требованиям МВФ, позаботиться о самых бедных украинцах, они малость лукавят. Сами же функционеры фонда активно призывают изыскать, в случае повышения тарифов, компенсационные механизмы для защиты наименее обеспеченных слоев украинского населения. Другое дело, что богатые и обеспеченные, по их мнению, которые могут платить, должны это делать. Что заставляет в очередной раз заподозрить, что истинная мотивация украинских властей в тарифном вопросе может несколько отличаться от официально декларируемой.

Ю. Сколотяный, В. Пасочник